Решение и Предписание по делу № 26/01-52/14

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: 26/01-52/14
Дата публикации: 10 июня 2014, 18:09

РЕШЕНИЕ 26/01-52/14

10 июня 2014 г.                                                                                                        г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 10.06.2014 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: (…) (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу  ООО «Авиал ДВ», на документацию ГУП ЧАО «Чукотснаб» о запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по  перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом (реестровый номер – 31401176697) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ООО «Авиал ДВ» (…) по доверенности от 16.07.2013г. № 27 АА 0529097, в присутствии законного представителя ГУП ЧАО «Чукотснаб» директора ГУП ЧАО «Чукотснаб» (…) и представителя по доверенности от 24.03.2014 № ЮР-118 (…),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью «Авиал ДВ» (далее – Заявитель, Общество), на документацию ГУП ЧАО «Чукотснаб» о запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по  перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом (далее – Документация о запросе предложений).

В своей жалобе Заявитель указывает, что Документация о запросе предложений содержит ряд нарушений, а именно:

- предусматривает право участников закупки не предоставлять в составе заявки на участие в закупках специальных разрешений на перевозку опасных грузов и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов (п/п 6 информационной карты Документации о запросе предложений);

- не содержит порядок проведения процедуры переторжки, а так же включает положение о не оглашении оценки заявок по неценовым критериям при её проведении (п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений);

- не содержит требования об оценивании Заказчиком в качестве «опыта аналогичных услуг», только опыта полученного участниками закупки в соответствии с действующим законодательством (п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений);

- предусматривает выставление баллов за опыт объёма перевозок, многократно превышающий объём, в отношении которого производится запрос предложений (п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений);

- техническим заданием устанавливает поддержание дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

В представленных на поданную жалобу возражениях, ГУП ЧАО Чукотснаб (далее – Предприятие) указало, что закупки товаров, работ и услуг производятся Предприятием в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем жалоба Общества является необоснованной.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями.

Комиссией установлено, что ГУП ЧАО «Чукотснаб» является государственным унитарным предприятием, единственным учредителем которого является орган государственной власти Чукотского автономного округа в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, в связи с чем, при закупках товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями Закона о закупках.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Предприятием 30.03.2012г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее – Положение о закупках), которым предусмотрен такой способ закупки, как запрос предложений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Примечанием идущем под литерой * в п. 14 п/п 6 информационной карты Документации о запросе предложений предусмотрена возможность  не предоставления в составе заявки свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, а так же специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства осуществляющего перевозку опасных грузов.

Указанным примечанием установлена обязанность участника закупки предоставить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем запроса предложений, представить разрешающие документы до момента заключения договора.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что данное действие направлено на увеличение количества участников запроса предложений и увеличения конкуренции со стороны перевозчиков.

Вместе с тем, в соответствии с п. 10.6.7. Положения о закупках, заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, установленные в пункте 10.2.2.2. Положения о закупке.

Согласно п/п 7 п. 10.2.2.2. Положения о закупке, заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Таким образом, вышеуказанное примечание п. 14 п/п 6 информационной карты Документации о запросе предложений прямо противоречит п. 10.2.2.2. Положения о закупке.

Далее Комиссией установлено, что п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений установлена процедура переторжки, где пунктом 4 предусмотрено отсутствие сообщения оценки заявок по неценовым критериям, а так же отсутствует порядок проведения процедуры переторжки.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что результаты оценки заявок по неценовым критериям не сообщаются участникам переторжки по причине их неизменности, а решение о её проведении равно как и порядок, принимает Закупочная комиссия в соответствии с п/п 10 п. 2 информационной карты Документации о запросе предложений.

Вместе с тем, в соответствии с п. 10.6.10. Положения о закупках, вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений осуществляется в соответствии с пунктами 10.2.3.3. – 10.2.3.4., Закупочной комиссией публично в день, во время и в месте, указанные в конкурсной документации.

Согласно п. 10.2.3.4. Положения о закупках, сведения о каждом участнике закупки, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается, условия исполнения договора, являющиеся критериями оценки заявок на участие в конкурсе объявляются при вскрытии конвертов и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Таким образом, вышеуказанное положение п. 4 п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений прямо противоречит п. 10.2.2.2. Положения о закупке.

Далее, в силу п. 10.8.3. Положения о закупках, переторжка может иметь очную, заочную либо очно-заочную (смешанную) форму проведения. Порядок проведения переторжки указывается в документации о закупке.

При этом, согласно указанному Предприятием п. 2 п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений, решение о проведении процедуры переторжки,  а так же порядок её проведения принимает Закупочная комиссия самостоятельно … Сведения о дате, и времени проведения переторжки сообщается заказчиком участникам закупки, чьи заявки не были отклонены, в приглашении на переторжку.

Из вышеизложенного следует, что указанным Предприятием п. 2 п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений не соблюдено указание п. 10.8.3. Положения о закупках, т.к. порядок и сроки проведения процедуры переторжки остаются неустановленными.

Далее Комиссией рассмотрен довод Заявителя об отсутствии в п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений требования об оценивании Заказчиком в качестве «опыта аналогичных услуг», только опыта полученного участниками закупки в соответствии с действующим законодательством.

В подтверждение комментируемого довода Общество указывает, что в результате подобных действий, Предприятием допускается оценка в качестве опыта аналогичных услуг, опыта перевозки топлива, полученного с нарушением действующего законодательства (перевозки, осуществлённые без специальных разрешений на перевозку опасных грузов и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов), что в свою очередь ставит под угрозу безопасность огромного числа лиц.

Так же, по мнению Заявителя, данные действия направлены на обеспечение победы в запросе предложений конкретным участникам, которые давно работают и «сотрудничают» с Предприятием, осуществляя перевозки по огромным ценам без получения каких-либо разрешений и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что Предприятие не является контролирующим органом и не может устанавливать законность опыта оказания аналогичных услуг.

Комиссия находит довод Заявителя об учёте опыта противозаконной деятельности недобросовестных участников закупки (действующих без специальных разрешений на перевозку опасных грузов и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов), ставящим в неравноправное положение по отношению к последним добросовестных участников закупки, обоснованным.

Вместе с тем необходимо отметить, что применительно к рассматриваемой Документации о запросе предложений, без приведения соответствующих фактов (признание комиссией Предприятия заявки участника закупки соответствующей требованиям действующего законодательства и/или нормам Положения о закупках в отсутствии соответствующих разрешений и свидетельств и т.д.), комментируемый довод Общества указывает лишь на возможное создание преимущественных условий отдельным участникам закупки.

Далее Комиссией рассмотрен довод Общества о предусмотренном в п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений выставлении баллов за опыт объёма перевозок, многократно превышающий объём, в отношении которого производится запрос предложений.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что оценка заявок участников запроса предложений производится по критерию «Квалификация участника» для выявления наиболее квалифицированных перевозчиков в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 10.6.1. Положения о закупках, запрос предложений – это способ закупки, победителем которого признаётся лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации, и заявке на участи в запросе предложений присвоен первый номер.

Согласно п. 10.6.13. Положения о закупках, оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании Положения о закупке (Приложение  1).

В соответствии с п. 2 Приложения № 1 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений» (далее – Порядок), оценка заявок осуществляется с использованием критериев оценки заявок, предусмотренных Документацией о закупке, в том числе, цена договора, квалификация участника процедур закупок и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая (но не ограничиваясь) наличием финансовых, материальных, кадровых ресурсов, оборудования, иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора, и наличие опыта осуществления поставок.

Согласно п. 5 Порядка, каждый критерий может содержать подкритерии, подлежащие указанию в Документации о закупке.

В силу п. 6 Порядка, в отношении каждого критерия устанавливается максимальное и минимальное количество баллов, присуждаемых по данному критерию. В случае установления подкритериев, в Документации о закупке должно быть указано минимальное и максимальное количество баллов, присуждаемых по каждому подкритерию в пределах общего количества баллов по соответствующему критерию.

В соответствии с п. 7 Порядка, сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в Документации о закупке должна составлять 100 процентов.

Подпунктом 11 информационной карты Документации о запросе предложений установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений:

- цена договора – (значимость критерия 50 %);

- квалификация участника (опыт оказания аналогичных услуг и наличие материально-технических ресурсов) – (значимость критерия 50 %).

Подпунктом 12 информационной карты Документации о запросе предложений установлен порядок оценки заявок в соответствии с заявленными критериями.

Согласно п. 2 п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений, оценка по критерию «Квалификация участника» производится по подкритерию «Опыт оказания аналогичных услуг», согласно которому оценивается подтверждённый опыт оказания (выполнения) участником закупки услуг по перевозке нефтепродуктов на территории Чукотского АО за последние три года, с присвоением следующих баллов:

- от 0 тн. до 10 тн. – 0 баллов;

- от 10 тн. включительно до 500 тн. – 5 баллов;

- от 500 тн. включительно – до 1000 тн. – 10 баллов;

- от 1000 тн. включительно до 5000 тн. – 15 баллов;

- от 5000 тн. включительно до 10000 тн. – 20 баллов;

- от 10000 тн. включительно до 15000 тн. – 25 баллов;

- от 15000 тн. включительно до 20000 тн. – 30 баллов;

- от 20000 тн. включительно до 25000 тн. – 35 баллов;

- от 25000 тн. включительно до 30000 тн. – 40 баллов;

- от 30000 тн. включительно до 35000 тн. – 45 баллов;

- от 35000 тн. включительно и более – 50 баллов.

Согласно п. 3 технического задания Документации о запросе предложений, предметом закупки является перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом по маршруту с. Анюйск нефтебаза – г. Билибино нефтебаза Дымный, в количестве 3000 тн. (+ 2400 тн. в опционе заказчика).

В соответствии с. п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из системного анализа вышеуказанных норм Закона о закупках следует, что положение о равном применении требований, критериев и порядка оценки ко всем заявкам участников закупки означает, что определение степени соответствия каждой заявки требованиям и критериям должно осуществляться на основании принципов равноправия и справедливости, т.е. рассмотрение, оценка и сопоставление заявок должны опираться только на их содержание без учёта каких-либо внешних факторов.

Таким образом, Комиссия находит необоснованным установление Предприятием подкритерия с выставлением баллов за опыт объёма перевозок, многократно превышающего объём, в отношении которого производится запрос предложений.

Далее, в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений.

Так, Комиссией установлено следующее.

Как было отмечено выше, п. 2 п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений установлено, что оценка по критерию «Квалификация участника» производится по подкритерию «Опыт оказания аналогичных услуг», согласно которому оценивается подтверждённый опыт оказания (выполнения) участником закупки услуг по перевозке нефтепродуктов на территории Чукотского АО за последние три года.

Кроме того, согласно опубликованному на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www. zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 28.05.2014г. ответу на запрос Заявителя о разъяснении Документации о запросе предложений в отношении содержания поименованного пункта, Предприятием указано, что им будет учитываться опыт оказания аналогичных услуг на территории Чукотского АО за последние три года.

При этом, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, установление такого узкого подкритерия как оценка опыта участника закупки по перевозке нефтепродуктов на территории Чукотского АО за последние три года влечёт за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников лишь территорией Чукотского автономного округа, а так же временным интервалом в количестве трёх лет.

Подобные действия Предприятия влекут ограничение количества и свободного доступа участников закупки, имеющих аналогичный опыт оказания услуг в иных субъектах Российской Федерации и в иные временные периоды.

Далее Комиссией рассмотрен довод Общества о предусмотренном в техническом задании Документации о запросе предложений поддержании дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что в связи со сложной климатической обстановкой на территории Чукотского АО в период распутицы и во избежание срыва поставки нефтепродуктов, Предприятием для исполнения обязательств по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом по маршруту: с. Анюйск нефтебаза – г. Билибино нефтебаза Дымный предусмотрено поддержание дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

При этом, как следует из опубликованного на Официальном сайте 23.05.2014 г. извещения о проведении запроса предложений № 401, предметом закупки является заключение договора об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом.

Таким образом, поддержание дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика не относится к предмету указанного запроса предложений.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Авиал ДВ» на документацию Государственного унитарного предприятия Чукотского АО «Чукотснаб» о запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом, обоснованной.

2. Признать действия Государственного унитарного предприятия Чукотского АО «Чукотснаб» нарушающими требования, установленные п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Государственному унитарному предприятию Чукотского АО «Чукотснаб» обязательное для исполнения предписание.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 28/01-52/14

10 июня 2014 года                                                                                                  г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: (…), на основании Решения  № 26/01-52/14 от 10 июня 2014 года, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа «Чукотснаб» в срок до 30 июня 2014 года включительно:

1) примечание, идущее под литерой * в п. 14 п/п 6 Информационной карты Документации о запросе предложений № 401, исключить;

2) установить порядок проведения процедуры переторжки в п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений № 401, с учётом фактов, изложенных в Решении № 26/01-52/14, либо исключить указанный подпункт из информационной карты Документации о запросе предложений № 401;

3) предусмотреть в подкритерии «Опыт оказания аналогичных услуг» критерия «Квалификация участника» (п/п 12 Информационной карты Документации о запросе предложений № 401) порядок оценки заявок без установления баллов за оказание однородных услуг, многократно превышающий объём закупки, предусмотренной Документацией о запросе предложений № 401;

4) исключить из технического задания Документации о запросе предложений   № 401 требование о поддержании дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

Оператору официального сайта обеспечить возможность и оказать содействие комиссии по размещению заказов Заказчика (Заказчику) в своевременном исполнении настоящего Предписания.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее трёх дней со дня его выполнения.

stdClass Object ( [vid] => 7311 [uid] => 5 [title] => Решение и Предписание по делу № 26/01-52/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7311 [type] => solution [language] => ru [created] => 1402380986 [changed] => 1402380986 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1402380986 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ 26/01-52/14

10 июня 2014 г.                                                                                                        г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 10.06.2014 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: (…) (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу  ООО «Авиал ДВ», на документацию ГУП ЧАО «Чукотснаб» о запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по  перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом (реестровый номер – 31401176697) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ООО «Авиал ДВ» (…) по доверенности от 16.07.2013г. № 27 АА 0529097, в присутствии законного представителя ГУП ЧАО «Чукотснаб» директора ГУП ЧАО «Чукотснаб» (…) и представителя по доверенности от 24.03.2014 № ЮР-118 (…),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью «Авиал ДВ» (далее – Заявитель, Общество), на документацию ГУП ЧАО «Чукотснаб» о запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по  перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом (далее – Документация о запросе предложений).

В своей жалобе Заявитель указывает, что Документация о запросе предложений содержит ряд нарушений, а именно:

- предусматривает право участников закупки не предоставлять в составе заявки на участие в закупках специальных разрешений на перевозку опасных грузов и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов (п/п 6 информационной карты Документации о запросе предложений);

- не содержит порядок проведения процедуры переторжки, а так же включает положение о не оглашении оценки заявок по неценовым критериям при её проведении (п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений);

- не содержит требования об оценивании Заказчиком в качестве «опыта аналогичных услуг», только опыта полученного участниками закупки в соответствии с действующим законодательством (п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений);

- предусматривает выставление баллов за опыт объёма перевозок, многократно превышающий объём, в отношении которого производится запрос предложений (п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений);

- техническим заданием устанавливает поддержание дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

В представленных на поданную жалобу возражениях, ГУП ЧАО Чукотснаб (далее – Предприятие) указало, что закупки товаров, работ и услуг производятся Предприятием в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем жалоба Общества является необоснованной.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями.

Комиссией установлено, что ГУП ЧАО «Чукотснаб» является государственным унитарным предприятием, единственным учредителем которого является орган государственной власти Чукотского автономного округа в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, в связи с чем, при закупках товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями Закона о закупках.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Предприятием 30.03.2012г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее – Положение о закупках), которым предусмотрен такой способ закупки, как запрос предложений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Примечанием идущем под литерой * в п. 14 п/п 6 информационной карты Документации о запросе предложений предусмотрена возможность  не предоставления в составе заявки свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, а так же специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства осуществляющего перевозку опасных грузов.

Указанным примечанием установлена обязанность участника закупки предоставить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем запроса предложений, представить разрешающие документы до момента заключения договора.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что данное действие направлено на увеличение количества участников запроса предложений и увеличения конкуренции со стороны перевозчиков.

Вместе с тем, в соответствии с п. 10.6.7. Положения о закупках, заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, установленные в пункте 10.2.2.2. Положения о закупке.

Согласно п/п 7 п. 10.2.2.2. Положения о закупке, заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Таким образом, вышеуказанное примечание п. 14 п/п 6 информационной карты Документации о запросе предложений прямо противоречит п. 10.2.2.2. Положения о закупке.

Далее Комиссией установлено, что п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений установлена процедура переторжки, где пунктом 4 предусмотрено отсутствие сообщения оценки заявок по неценовым критериям, а так же отсутствует порядок проведения процедуры переторжки.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что результаты оценки заявок по неценовым критериям не сообщаются участникам переторжки по причине их неизменности, а решение о её проведении равно как и порядок, принимает Закупочная комиссия в соответствии с п/п 10 п. 2 информационной карты Документации о запросе предложений.

Вместе с тем, в соответствии с п. 10.6.10. Положения о закупках, вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений осуществляется в соответствии с пунктами 10.2.3.3. – 10.2.3.4., Закупочной комиссией публично в день, во время и в месте, указанные в конкурсной документации.

Согласно п. 10.2.3.4. Положения о закупках, сведения о каждом участнике закупки, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается, условия исполнения договора, являющиеся критериями оценки заявок на участие в конкурсе объявляются при вскрытии конвертов и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Таким образом, вышеуказанное положение п. 4 п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений прямо противоречит п. 10.2.2.2. Положения о закупке.

Далее, в силу п. 10.8.3. Положения о закупках, переторжка может иметь очную, заочную либо очно-заочную (смешанную) форму проведения. Порядок проведения переторжки указывается в документации о закупке.

При этом, согласно указанному Предприятием п. 2 п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений, решение о проведении процедуры переторжки,  а так же порядок её проведения принимает Закупочная комиссия самостоятельно … Сведения о дате, и времени проведения переторжки сообщается заказчиком участникам закупки, чьи заявки не были отклонены, в приглашении на переторжку.

Из вышеизложенного следует, что указанным Предприятием п. 2 п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений не соблюдено указание п. 10.8.3. Положения о закупках, т.к. порядок и сроки проведения процедуры переторжки остаются неустановленными.

Далее Комиссией рассмотрен довод Заявителя об отсутствии в п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений требования об оценивании Заказчиком в качестве «опыта аналогичных услуг», только опыта полученного участниками закупки в соответствии с действующим законодательством.

В подтверждение комментируемого довода Общество указывает, что в результате подобных действий, Предприятием допускается оценка в качестве опыта аналогичных услуг, опыта перевозки топлива, полученного с нарушением действующего законодательства (перевозки, осуществлённые без специальных разрешений на перевозку опасных грузов и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов), что в свою очередь ставит под угрозу безопасность огромного числа лиц.

Так же, по мнению Заявителя, данные действия направлены на обеспечение победы в запросе предложений конкретным участникам, которые давно работают и «сотрудничают» с Предприятием, осуществляя перевозки по огромным ценам без получения каких-либо разрешений и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что Предприятие не является контролирующим органом и не может устанавливать законность опыта оказания аналогичных услуг.

Комиссия находит довод Заявителя об учёте опыта противозаконной деятельности недобросовестных участников закупки (действующих без специальных разрешений на перевозку опасных грузов и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов), ставящим в неравноправное положение по отношению к последним добросовестных участников закупки, обоснованным.

Вместе с тем необходимо отметить, что применительно к рассматриваемой Документации о запросе предложений, без приведения соответствующих фактов (признание комиссией Предприятия заявки участника закупки соответствующей требованиям действующего законодательства и/или нормам Положения о закупках в отсутствии соответствующих разрешений и свидетельств и т.д.), комментируемый довод Общества указывает лишь на возможное создание преимущественных условий отдельным участникам закупки.

Далее Комиссией рассмотрен довод Общества о предусмотренном в п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений выставлении баллов за опыт объёма перевозок, многократно превышающий объём, в отношении которого производится запрос предложений.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что оценка заявок участников запроса предложений производится по критерию «Квалификация участника» для выявления наиболее квалифицированных перевозчиков в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 10.6.1. Положения о закупках, запрос предложений – это способ закупки, победителем которого признаётся лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации, и заявке на участи в запросе предложений присвоен первый номер.

Согласно п. 10.6.13. Положения о закупках, оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании Положения о закупке (Приложение  1).

В соответствии с п. 2 Приложения № 1 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений» (далее – Порядок), оценка заявок осуществляется с использованием критериев оценки заявок, предусмотренных Документацией о закупке, в том числе, цена договора, квалификация участника процедур закупок и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая (но не ограничиваясь) наличием финансовых, материальных, кадровых ресурсов, оборудования, иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора, и наличие опыта осуществления поставок.

Согласно п. 5 Порядка, каждый критерий может содержать подкритерии, подлежащие указанию в Документации о закупке.

В силу п. 6 Порядка, в отношении каждого критерия устанавливается максимальное и минимальное количество баллов, присуждаемых по данному критерию. В случае установления подкритериев, в Документации о закупке должно быть указано минимальное и максимальное количество баллов, присуждаемых по каждому подкритерию в пределах общего количества баллов по соответствующему критерию.

В соответствии с п. 7 Порядка, сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в Документации о закупке должна составлять 100 процентов.

Подпунктом 11 информационной карты Документации о запросе предложений установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений:

- цена договора – (значимость критерия 50 %);

- квалификация участника (опыт оказания аналогичных услуг и наличие материально-технических ресурсов) – (значимость критерия 50 %).

Подпунктом 12 информационной карты Документации о запросе предложений установлен порядок оценки заявок в соответствии с заявленными критериями.

Согласно п. 2 п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений, оценка по критерию «Квалификация участника» производится по подкритерию «Опыт оказания аналогичных услуг», согласно которому оценивается подтверждённый опыт оказания (выполнения) участником закупки услуг по перевозке нефтепродуктов на территории Чукотского АО за последние три года, с присвоением следующих баллов:

- от 0 тн. до 10 тн. – 0 баллов;

- от 10 тн. включительно до 500 тн. – 5 баллов;

- от 500 тн. включительно – до 1000 тн. – 10 баллов;

- от 1000 тн. включительно до 5000 тн. – 15 баллов;

- от 5000 тн. включительно до 10000 тн. – 20 баллов;

- от 10000 тн. включительно до 15000 тн. – 25 баллов;

- от 15000 тн. включительно до 20000 тн. – 30 баллов;

- от 20000 тн. включительно до 25000 тн. – 35 баллов;

- от 25000 тн. включительно до 30000 тн. – 40 баллов;

- от 30000 тн. включительно до 35000 тн. – 45 баллов;

- от 35000 тн. включительно и более – 50 баллов.

Согласно п. 3 технического задания Документации о запросе предложений, предметом закупки является перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом по маршруту с. Анюйск нефтебаза – г. Билибино нефтебаза Дымный, в количестве 3000 тн. (+ 2400 тн. в опционе заказчика).

В соответствии с. п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из системного анализа вышеуказанных норм Закона о закупках следует, что положение о равном применении требований, критериев и порядка оценки ко всем заявкам участников закупки означает, что определение степени соответствия каждой заявки требованиям и критериям должно осуществляться на основании принципов равноправия и справедливости, т.е. рассмотрение, оценка и сопоставление заявок должны опираться только на их содержание без учёта каких-либо внешних факторов.

Таким образом, Комиссия находит необоснованным установление Предприятием подкритерия с выставлением баллов за опыт объёма перевозок, многократно превышающего объём, в отношении которого производится запрос предложений.

Далее, в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений.

Так, Комиссией установлено следующее.

Как было отмечено выше, п. 2 п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений установлено, что оценка по критерию «Квалификация участника» производится по подкритерию «Опыт оказания аналогичных услуг», согласно которому оценивается подтверждённый опыт оказания (выполнения) участником закупки услуг по перевозке нефтепродуктов на территории Чукотского АО за последние три года.

Кроме того, согласно опубликованному на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www. zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 28.05.2014г. ответу на запрос Заявителя о разъяснении Документации о запросе предложений в отношении содержания поименованного пункта, Предприятием указано, что им будет учитываться опыт оказания аналогичных услуг на территории Чукотского АО за последние три года.

При этом, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, установление такого узкого подкритерия как оценка опыта участника закупки по перевозке нефтепродуктов на территории Чукотского АО за последние три года влечёт за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников лишь территорией Чукотского автономного округа, а так же временным интервалом в количестве трёх лет.

Подобные действия Предприятия влекут ограничение количества и свободного доступа участников закупки, имеющих аналогичный опыт оказания услуг в иных субъектах Российской Федерации и в иные временные периоды.

Далее Комиссией рассмотрен довод Общества о предусмотренном в техническом задании Документации о запросе предложений поддержании дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что в связи со сложной климатической обстановкой на территории Чукотского АО в период распутицы и во избежание срыва поставки нефтепродуктов, Предприятием для исполнения обязательств по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом по маршруту: с. Анюйск нефтебаза – г. Билибино нефтебаза Дымный предусмотрено поддержание дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

При этом, как следует из опубликованного на Официальном сайте 23.05.2014 г. извещения о проведении запроса предложений № 401, предметом закупки является заключение договора об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом.

Таким образом, поддержание дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика не относится к предмету указанного запроса предложений.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Авиал ДВ» на документацию Государственного унитарного предприятия Чукотского АО «Чукотснаб» о запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом, обоснованной.

2. Признать действия Государственного унитарного предприятия Чукотского АО «Чукотснаб» нарушающими требования, установленные п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Государственному унитарному предприятию Чукотского АО «Чукотснаб» обязательное для исполнения предписание.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 28/01-52/14

10 июня 2014 года                                                                                                  г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: (…), на основании Решения  № 26/01-52/14 от 10 июня 2014 года, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа «Чукотснаб» в срок до 30 июня 2014 года включительно:

1) примечание, идущее под литерой * в п. 14 п/п 6 Информационной карты Документации о запросе предложений № 401, исключить;

2) установить порядок проведения процедуры переторжки в п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений № 401, с учётом фактов, изложенных в Решении № 26/01-52/14, либо исключить указанный подпункт из информационной карты Документации о запросе предложений № 401;

3) предусмотреть в подкритерии «Опыт оказания аналогичных услуг» критерия «Квалификация участника» (п/п 12 Информационной карты Документации о запросе предложений № 401) порядок оценки заявок без установления баллов за оказание однородных услуг, многократно превышающий объём закупки, предусмотренной Документацией о запросе предложений № 401;

4) исключить из технического задания Документации о запросе предложений   № 401 требование о поддержании дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

Оператору официального сайта обеспечить возможность и оказать содействие комиссии по размещению заказов Заказчика (Заказчику) в своевременном исполнении настоящего Предписания.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее трёх дней со дня его выполнения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ 26/01-52/14

10 июня 2014 г.                                                                                                        г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 10.06.2014 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: (…) (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу  ООО «Авиал ДВ», на документацию ГУП ЧАО «Чукотснаб» о запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по  перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом (реестровый номер – 31401176697) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ООО «Авиал ДВ» (…) по доверенности от 16.07.2013г. № 27 АА 0529097, в присутствии законного представителя ГУП ЧАО «Чукотснаб» директора ГУП ЧАО «Чукотснаб» (…) и представителя по доверенности от 24.03.2014 № ЮР-118 (…),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью «Авиал ДВ» (далее – Заявитель, Общество), на документацию ГУП ЧАО «Чукотснаб» о запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по  перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом (далее – Документация о запросе предложений).

В своей жалобе Заявитель указывает, что Документация о запросе предложений содержит ряд нарушений, а именно:

- предусматривает право участников закупки не предоставлять в составе заявки на участие в закупках специальных разрешений на перевозку опасных грузов и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов (п/п 6 информационной карты Документации о запросе предложений);

- не содержит порядок проведения процедуры переторжки, а так же включает положение о не оглашении оценки заявок по неценовым критериям при её проведении (п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений);

- не содержит требования об оценивании Заказчиком в качестве «опыта аналогичных услуг», только опыта полученного участниками закупки в соответствии с действующим законодательством (п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений);

- предусматривает выставление баллов за опыт объёма перевозок, многократно превышающий объём, в отношении которого производится запрос предложений (п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений);

- техническим заданием устанавливает поддержание дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

В представленных на поданную жалобу возражениях, ГУП ЧАО Чукотснаб (далее – Предприятие) указало, что закупки товаров, работ и услуг производятся Предприятием в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем жалоба Общества является необоснованной.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями.

Комиссией установлено, что ГУП ЧАО «Чукотснаб» является государственным унитарным предприятием, единственным учредителем которого является орган государственной власти Чукотского автономного округа в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, в связи с чем, при закупках товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями Закона о закупках.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Предприятием 30.03.2012г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее – Положение о закупках), которым предусмотрен такой способ закупки, как запрос предложений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Примечанием идущем под литерой * в п. 14 п/п 6 информационной карты Документации о запросе предложений предусмотрена возможность  не предоставления в составе заявки свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, а так же специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства осуществляющего перевозку опасных грузов.

Указанным примечанием установлена обязанность участника закупки предоставить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем запроса предложений, представить разрешающие документы до момента заключения договора.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что данное действие направлено на увеличение количества участников запроса предложений и увеличения конкуренции со стороны перевозчиков.

Вместе с тем, в соответствии с п. 10.6.7. Положения о закупках, заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, установленные в пункте 10.2.2.2. Положения о закупке.

Согласно п/п 7 п. 10.2.2.2. Положения о закупке, заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Таким образом, вышеуказанное примечание п. 14 п/п 6 информационной карты Документации о запросе предложений прямо противоречит п. 10.2.2.2. Положения о закупке.

Далее Комиссией установлено, что п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений установлена процедура переторжки, где пунктом 4 предусмотрено отсутствие сообщения оценки заявок по неценовым критериям, а так же отсутствует порядок проведения процедуры переторжки.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что результаты оценки заявок по неценовым критериям не сообщаются участникам переторжки по причине их неизменности, а решение о её проведении равно как и порядок, принимает Закупочная комиссия в соответствии с п/п 10 п. 2 информационной карты Документации о запросе предложений.

Вместе с тем, в соответствии с п. 10.6.10. Положения о закупках, вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений осуществляется в соответствии с пунктами 10.2.3.3. – 10.2.3.4., Закупочной комиссией публично в день, во время и в месте, указанные в конкурсной документации.

Согласно п. 10.2.3.4. Положения о закупках, сведения о каждом участнике закупки, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается, условия исполнения договора, являющиеся критериями оценки заявок на участие в конкурсе объявляются при вскрытии конвертов и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Таким образом, вышеуказанное положение п. 4 п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений прямо противоречит п. 10.2.2.2. Положения о закупке.

Далее, в силу п. 10.8.3. Положения о закупках, переторжка может иметь очную, заочную либо очно-заочную (смешанную) форму проведения. Порядок проведения переторжки указывается в документации о закупке.

При этом, согласно указанному Предприятием п. 2 п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений, решение о проведении процедуры переторжки,  а так же порядок её проведения принимает Закупочная комиссия самостоятельно … Сведения о дате, и времени проведения переторжки сообщается заказчиком участникам закупки, чьи заявки не были отклонены, в приглашении на переторжку.

Из вышеизложенного следует, что указанным Предприятием п. 2 п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений не соблюдено указание п. 10.8.3. Положения о закупках, т.к. порядок и сроки проведения процедуры переторжки остаются неустановленными.

Далее Комиссией рассмотрен довод Заявителя об отсутствии в п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений требования об оценивании Заказчиком в качестве «опыта аналогичных услуг», только опыта полученного участниками закупки в соответствии с действующим законодательством.

В подтверждение комментируемого довода Общество указывает, что в результате подобных действий, Предприятием допускается оценка в качестве опыта аналогичных услуг, опыта перевозки топлива, полученного с нарушением действующего законодательства (перевозки, осуществлённые без специальных разрешений на перевозку опасных грузов и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов), что в свою очередь ставит под угрозу безопасность огромного числа лиц.

Так же, по мнению Заявителя, данные действия направлены на обеспечение победы в запросе предложений конкретным участникам, которые давно работают и «сотрудничают» с Предприятием, осуществляя перевозки по огромным ценам без получения каких-либо разрешений и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что Предприятие не является контролирующим органом и не может устанавливать законность опыта оказания аналогичных услуг.

Комиссия находит довод Заявителя об учёте опыта противозаконной деятельности недобросовестных участников закупки (действующих без специальных разрешений на перевозку опасных грузов и свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов), ставящим в неравноправное положение по отношению к последним добросовестных участников закупки, обоснованным.

Вместе с тем необходимо отметить, что применительно к рассматриваемой Документации о запросе предложений, без приведения соответствующих фактов (признание комиссией Предприятия заявки участника закупки соответствующей требованиям действующего законодательства и/или нормам Положения о закупках в отсутствии соответствующих разрешений и свидетельств и т.д.), комментируемый довод Общества указывает лишь на возможное создание преимущественных условий отдельным участникам закупки.

Далее Комиссией рассмотрен довод Общества о предусмотренном в п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений выставлении баллов за опыт объёма перевозок, многократно превышающий объём, в отношении которого производится запрос предложений.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что оценка заявок участников запроса предложений производится по критерию «Квалификация участника» для выявления наиболее квалифицированных перевозчиков в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 10.6.1. Положения о закупках, запрос предложений – это способ закупки, победителем которого признаётся лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации, и заявке на участи в запросе предложений присвоен первый номер.

Согласно п. 10.6.13. Положения о закупках, оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании Положения о закупке (Приложение  1).

В соответствии с п. 2 Приложения № 1 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений» (далее – Порядок), оценка заявок осуществляется с использованием критериев оценки заявок, предусмотренных Документацией о закупке, в том числе, цена договора, квалификация участника процедур закупок и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая (но не ограничиваясь) наличием финансовых, материальных, кадровых ресурсов, оборудования, иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора, и наличие опыта осуществления поставок.

Согласно п. 5 Порядка, каждый критерий может содержать подкритерии, подлежащие указанию в Документации о закупке.

В силу п. 6 Порядка, в отношении каждого критерия устанавливается максимальное и минимальное количество баллов, присуждаемых по данному критерию. В случае установления подкритериев, в Документации о закупке должно быть указано минимальное и максимальное количество баллов, присуждаемых по каждому подкритерию в пределах общего количества баллов по соответствующему критерию.

В соответствии с п. 7 Порядка, сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в Документации о закупке должна составлять 100 процентов.

Подпунктом 11 информационной карты Документации о запросе предложений установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений:

- цена договора – (значимость критерия 50 %);

- квалификация участника (опыт оказания аналогичных услуг и наличие материально-технических ресурсов) – (значимость критерия 50 %).

Подпунктом 12 информационной карты Документации о запросе предложений установлен порядок оценки заявок в соответствии с заявленными критериями.

Согласно п. 2 п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений, оценка по критерию «Квалификация участника» производится по подкритерию «Опыт оказания аналогичных услуг», согласно которому оценивается подтверждённый опыт оказания (выполнения) участником закупки услуг по перевозке нефтепродуктов на территории Чукотского АО за последние три года, с присвоением следующих баллов:

- от 0 тн. до 10 тн. – 0 баллов;

- от 10 тн. включительно до 500 тн. – 5 баллов;

- от 500 тн. включительно – до 1000 тн. – 10 баллов;

- от 1000 тн. включительно до 5000 тн. – 15 баллов;

- от 5000 тн. включительно до 10000 тн. – 20 баллов;

- от 10000 тн. включительно до 15000 тн. – 25 баллов;

- от 15000 тн. включительно до 20000 тн. – 30 баллов;

- от 20000 тн. включительно до 25000 тн. – 35 баллов;

- от 25000 тн. включительно до 30000 тн. – 40 баллов;

- от 30000 тн. включительно до 35000 тн. – 45 баллов;

- от 35000 тн. включительно и более – 50 баллов.

Согласно п. 3 технического задания Документации о запросе предложений, предметом закупки является перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом по маршруту с. Анюйск нефтебаза – г. Билибино нефтебаза Дымный, в количестве 3000 тн. (+ 2400 тн. в опционе заказчика).

В соответствии с. п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из системного анализа вышеуказанных норм Закона о закупках следует, что положение о равном применении требований, критериев и порядка оценки ко всем заявкам участников закупки означает, что определение степени соответствия каждой заявки требованиям и критериям должно осуществляться на основании принципов равноправия и справедливости, т.е. рассмотрение, оценка и сопоставление заявок должны опираться только на их содержание без учёта каких-либо внешних факторов.

Таким образом, Комиссия находит необоснованным установление Предприятием подкритерия с выставлением баллов за опыт объёма перевозок, многократно превышающего объём, в отношении которого производится запрос предложений.

Далее, в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений.

Так, Комиссией установлено следующее.

Как было отмечено выше, п. 2 п/п 12 информационной карты Документации о запросе предложений установлено, что оценка по критерию «Квалификация участника» производится по подкритерию «Опыт оказания аналогичных услуг», согласно которому оценивается подтверждённый опыт оказания (выполнения) участником закупки услуг по перевозке нефтепродуктов на территории Чукотского АО за последние три года.

Кроме того, согласно опубликованному на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www. zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 28.05.2014г. ответу на запрос Заявителя о разъяснении Документации о запросе предложений в отношении содержания поименованного пункта, Предприятием указано, что им будет учитываться опыт оказания аналогичных услуг на территории Чукотского АО за последние три года.

При этом, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, установление такого узкого подкритерия как оценка опыта участника закупки по перевозке нефтепродуктов на территории Чукотского АО за последние три года влечёт за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников лишь территорией Чукотского автономного округа, а так же временным интервалом в количестве трёх лет.

Подобные действия Предприятия влекут ограничение количества и свободного доступа участников закупки, имеющих аналогичный опыт оказания услуг в иных субъектах Российской Федерации и в иные временные периоды.

Далее Комиссией рассмотрен довод Общества о предусмотренном в техническом задании Документации о запросе предложений поддержании дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

В отношении комментируемого довода жалобы Предприятием было указано, что в связи со сложной климатической обстановкой на территории Чукотского АО в период распутицы и во избежание срыва поставки нефтепродуктов, Предприятием для исполнения обязательств по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом по маршруту: с. Анюйск нефтебаза – г. Билибино нефтебаза Дымный предусмотрено поддержание дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

При этом, как следует из опубликованного на Официальном сайте 23.05.2014 г. извещения о проведении запроса предложений № 401, предметом закупки является заключение договора об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом.

Таким образом, поддержание дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика не относится к предмету указанного запроса предложений.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Авиал ДВ» на документацию Государственного унитарного предприятия Чукотского АО «Чукотснаб» о запросе предложений на право заключения договора об оказании услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом, обоснованной.

2. Признать действия Государственного унитарного предприятия Чукотского АО «Чукотснаб» нарушающими требования, установленные п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Государственному унитарному предприятию Чукотского АО «Чукотснаб» обязательное для исполнения предписание.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 28/01-52/14

10 июня 2014 года                                                                                                  г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: (…), на основании Решения  № 26/01-52/14 от 10 июня 2014 года, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа «Чукотснаб» в срок до 30 июня 2014 года включительно:

1) примечание, идущее под литерой * в п. 14 п/п 6 Информационной карты Документации о запросе предложений № 401, исключить;

2) установить порядок проведения процедуры переторжки в п/п 10 информационной карты Документации о запросе предложений № 401, с учётом фактов, изложенных в Решении № 26/01-52/14, либо исключить указанный подпункт из информационной карты Документации о запросе предложений № 401;

3) предусмотреть в подкритерии «Опыт оказания аналогичных услуг» критерия «Квалификация участника» (п/п 12 Информационной карты Документации о запросе предложений № 401) порядок оценки заявок без установления баллов за оказание однородных услуг, многократно превышающий объём закупки, предусмотренной Документацией о запросе предложений № 401;

4) исключить из технического задания Документации о запросе предложений   № 401 требование о поддержании дороги в проезжем состоянии на маршруте с. Анюйск – г. Билибино за счёт перевозчика.

Оператору официального сайта обеспечить возможность и оказать содействие комиссии по размещению заказов Заказчика (Заказчику) в своевременном исполнении настоящего Предписания.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее трёх дней со дня его выполнения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 26/01-52/14 [format] => [safe_value] => 26/01-52/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 61 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 61 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-10 06:09:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-09 22:00:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1402380986 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чукотское УФАС России )