Постановление о наложении штрафа по делу № 11/04-01/12

Номер дела: Дело № 11/04-01/12
Дата публикации: 26 декабря 2012, 15:39

Постановление

о наложении штрафа по делу № 11/04-01/12

об административном правонарушении

25 декабря 2012 г.                                                                                                  г. Анадырь

Я, Шалфеев В.К., заместитель руководителя Чукотского УФАС России, являясь должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в 16 часов 25 декабря 2012 года в  помещении Чукотского УФАС России по адресу: г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 13, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 11/04-01/12, возбужденного в отношении должностного лица Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» - (…), интересы (…) представлял по доверенности от 21.12.2012 года № 74 (…).

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу поступила жалоба от Индивидуального предпринимателя (…) (далее – Заявитель, ИП (…)) согласно которой, в действиях Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (далее – Общество, ОАО «ЧСИ»), выразившихся в необоснованном возложении на Заявителя, бремени оплаты в обоснование счета № 5122 от 30.09.2011г., выставленного Обществом ИП (…) – в рамках договора № ЧСИ – 00003/1-22 от 27.09.2010 (с учетом изменений в нумерации договора с ЧСИ-3/1-22 на ЧСИ-00003/1-22 рапорт инженера – электроника ОАО «ЧСИ» от 20.07.2011) «на организацию линии для доступа к сети Интернет – ЧСИ по технологии ADSL без предоставления доступа к сети местной телефонной связи (без выделения абонентского номера), единовременно», в отсутствие на то оснований.

В ходе рассмотрения дела № 19/04–01/12 Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «ЧСИ» нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Как следует из материалов дела, между Заявителем и Обществом был заключен договор ЧСИ-3/1-22 от 27.09.2010 (в последствии с присвоением к данному договору номера - № ЧСИ – 00003/1-22) на оказание услуг по передаче данных и телематических услуг связи, на 7 (семь) объектов Заявителя.

В соответствии с п. 1.1 от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, предметом спорного договора является предоставление оператором пользователю услуг связи на условиях, установленных лицензиями № 57724 (на «Телематические услуги связи») и № 57725 (на «Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации»), по средствам сетей оператора, через модем P660HT2 (п. 1.3 от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22).

Согласно п.п. 3.3 пункта 3 «Стоимость и порядок расчетов» Договора от 27.09.2010  № - № ЧСИ – 00003/1-22 –  плата за предоставление Оператором доступа к сети взимается единовременно.

Заявитель письмом от 14.09.2011г. обратился в адрес ОАО «ЧСИ» с просьбой о предоставлении доступа к узлу Общества по технологии ADSL, ранее подключенных платежных терминалов, в количестве двадцати единиц, по уже сформированным и эксплуатируемым Заявителем линиям связи через ООО «Связьтелеком» (далее – ООО «СТК») – «оператор, ранее предоставлявший телематические услуги Заявителю», при этом совместным письмом от 16.09.2011г. № 04-08/776 Заявителем и ООО «СТК», Обществу сообщено, что ООО «СТК» ранее произвело оплату за организацию данных линий связи и каких либо технологических изменений не требуется (в приложении к письму указана 21 (двадцать одна) соединительная линия).

Однако, каких либо действий со стороны Общества, в виде заключения дополнительного соглашения к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-220, проведено не было, кроме того, обстоятельства, изложенные в письмах Заявителя от 16.09.2011г. № 04-08/776, от 14.09.2011г., Обществом проигнорированы.

ОАО «ЧСИ» выставлен 19.09.2011г. Заявителю счет № 5122 с наименованием платежа «услуги связи (Интернет)» в размере 20 000,00 рублей, в рамках договора № ЧСИ – 00003/1-22 от 27.09.2010, однако, 30.09.2011г. без заключения какого-либо между сторонами дополнительного соглашения к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, или иного договора, регламентирующего организацию линий связи, Заявителю выставлен счет № 5122 от 30.09.2011 на оплату в размере 129 200,00 рублей на организацию 12 (двенадцати) линий для доступа к сети Интернет – ЧСИ по технологии ADSL без предоставления доступа к сети местной телефонной связи (без выделения абонентского номера), единовременно.

Пояснения Общества (исх. № 5160 от 04.09.2012г.) об обоснованном выставлении ИП (…) счета № 5122 от 30.09.2011г. (согласно п. 3.3. Договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22) за организацию 19 линий связи, отклонены  Комиссией по следующим основаниям.

В рамках счета № 5122 от 30.09.2011г. ОАО «ЧСИ» произведены следующие работы:  1) произведено отключение соединительных линий на кроссе ЛТУ от оборудования «Связьтелеком»; 2) проверено наличие соединительных линий по указанным линиям на кроссах ЛТУ; 3) введена учетная запись в биллинговой программе расчетов LanBilling 1.9, однако, в соответствии с распоряжением № 2040/1 от 19.10.2011г. «О расформировании с.л.» расформирование соединительных линий (в том числе и тех соединительных линий по средствам которых, предоставлялся доступ к сети интернет ИП (…) по договору с ООО «СТК») произведен ОАО «ЧСИ» на основании дополнительного соглашения № 36 от 26.09.2011г. к договору № 27-тф, действия которого по мнению Общества распространялись только правоотношения ОАО «ЧСИ» и ООО «СТК», при этом оплата работ по расформированию данных линий на основании дополнительного соглашения № 36 от 26.09.2011г. к договору № 27-тф вошла в формирование стоимости работ по счету № 5122 от 30.09.2011г., произведенных ОАО «ЧСИ» в рамках договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22.

Кроме того, согласно распоряжению № 242 от 20.10.2011г. «Об организации с.л. подключения к сети Интернет ЧСИ ИП (…)», на основании дополнительного соглашения к Договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22 ОАО «ЧСИ» (как было установлено Комиссией данное дополнительное соглашение между Заявителем и Обществом не заключалось) обязалось организовать Заявителю 18 (восемнадцать) линий связи.

При этом, каких либо документов свидетельствующих о том, что Заявитель просил организовать доступ именно по 19 линиям связи ОАО «ЧСИ», не представлено (в письме от 16.09.2011г. № 04-08/776 фигурирует 21 линия связи, в письме от 14.09.2011г. 20 линий связи, при этом, в письмах Заявителя от 15 и 19 сентября 2011г. рассматривался вопрос о заведении учетной записи по тарифному плану «Оптимальный»).

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»  (далее - Закон о связи) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (пункт 2).

Согласно п. 1 ст. 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В соответствии с п. 1 Правил оказания телематических услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее – Правила № 575) настоящие правила регулируют отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи.

В соответствии с п. 1 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 (далее - Правила № 32), настоящие правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем, с одной стороны, и оператором связи, с другой стороны, при оказании услуг связи по передаче данных.

Из представленного Обществом договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22 усматривается, что предметом данного договора является оказание телематических услуг связи и оказание услуг по передаче данных, по технологии ADSL.

Технология ADSL (Ассиметричная цифровая абонентская линия) входит в число технологий высокоскоростной передачи данных, известных как технологии DSL (Цифровая абонентская линия) и имеющих общее обозначение xDSL. Технология ADSL принадлежит к семейству стандартов xDSL, призванных обеспечивать высокую скорость передачи данных по уже существующим телефонным линия связи. Передача данных по технологии ADSL реализуется через обычную аналоговую телефонную линию при помощи абонентского устройства - модема ADSL и мультиплексора доступа, находящегося на той же АТС, к которой подключается телефонная линия пользователя, причем включается DSLAM по оборудованию самой АТС. Таким образом, подключение пользователя к сети интернет по технологии ADSL подразумевает оказание ему услуг по предоставлению доступа к сети передачи данных, поскольку ADSL является одной из технологий передачи данных.

Под предоставлением доступа к сети передачи данных понимается «совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу связи сети передачи данных либо обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и пользователю телематических услуг связи» (абз. 11 п. 2 Правил оказания телематических услуг).

Из Правил № 575 и п. 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87, следует, что к телематическим услугам связи относятся - обеспечение предоставления пользователю доступа к сети связи оператора и к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений.

Согласно п. 7 Правил № 575 оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором.

В соответствии с п. 8 Правил № 575 оператор связи может оказывать не только телематические услуги связи, но и услуги, технологически неразрывно связанные с телематическими услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии и им соблюдаются требования, предусмотренные пунктом 25 настоящих Правил.

Пунктом 25 Правил № 575 установлено, что оператор связи не вправе при заключении договора навязывать абоненту и (или) пользователю оказание иных услуг за отдельную плату.

В соответствии с п. 32 Правил № 575 оплата оказанных телематических услуг связи может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги, при этом, в соответствии с п. 33 Правил оказания услуг плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается однократно. Аналогичные положения изложены в пунктах 36 и 41 Правил № 32.

Из изложенного следует, что плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается однократно за каждый факт предоставления доступа к сети передачи данных, а плата за соединение по сети передачи данных (сеанс связи) определяется исходя из его продолжительности.

В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно п. 50 Правил № 575 внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, в том числе изменений, касающихся выбора абонентом другого тарифного плана для оплаты телематических услуг связи, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору. Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается.

В силу ч. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 438 ГК РФ (ч. 3 ст. 434 ГК РФ).

Согласно справке, представленной Обществом, каких-либо дополнительных соглашений к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, при изменении количества объектов Заявителя, на которые бы распространялись правоотношения данного договора, в том числе и дополнительного соглашения на организацию 18 (восемнадцати) линий связи, которое явилось основанием для произведения Обществом работ, согласно распоряжению № 242 от 20.10.2011г. «Об организации с.л. подключения к сети Интернет ЧСИ ИП (…)», не заключалось.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Из приведенного следует, что нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Закона № 135-ФЗ установлен прямой запрет на ограничение, недопущение конкуренции, а также ущемление прав других лиц в результате использования хозяйствующим субъектом своего доминирующего положения.

В силу ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг местной телефонной связи, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2010 № 310 (далее – Правила № 310), оператор связи сети местной телефонной связи в целях обеспечения предоставления абоненту услуг телефонной связи, осуществляет действия по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети местной телефонной связи.

Из позиции 61 Реестра операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, следует, что ОАО «ЧСИ», на основании приказа Роскомнадзора от 24.10.2005г., занимает существенное положение в сети связи общего пользования на территории Чукотского АО.

Согласно сведениям из Реестра субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, Федеральной службой по тарифам на основании приказа № 5/11-РР от 24.03.2000г. ОАО «ЧСИ» является субъектом естественной монополии в области связи.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № - 135 ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, к числу таких действий подпунктом 3 указанной нормы прямо отнесены действия по навязыванию контрагенту невыгодных для него условий договора, под которыми, в частности, понимаются условия, прямо не предусмотренные нормативными правовыми актами федерального уровня.

Следовательно, без заключения между Заявителем и ОАО «ЧСИ», какого либо соглашения к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, регламентирующего правоотношения, сфера которых распространялась бы на организацию спорных линий связи, услуга, предоставляемая ОАО «ЧСИ» Заявителю в порядке п.п. 3.3 договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, не может подменить под собой услугу «Организации линий для доступа к сети Интернет – ЧСИ по технологии ADSL без предоставления доступа к сети местной телефонной связи (без выделения абонентского номера) единовременно» (предоставляемую ОАО «ЧСИ» на основании приказа от 07.04.2011г. № 110 «Об утверждении тарифов на дополнительные услуги для пользователей электронной почты и сети Интернет»), в связи с чем, ОАО «ЧСИ» неправомерно навязана услуга, в рамках счета № 5122 от 30.09.2011г.,  так как, правовая природа данных услуг, в рассматриваемом споре различна и не взаимозаменяема, что в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недопустимо.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует через органы, образование и действие которых определяется законом и учредительными документами юридического лица.

В силу п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Заседанием Совета директоров (протокол № 1 от 18.06.2010) (…)избран временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО «ЧСИ» с наделением соответствующими полномочиями единоличного исполнительного органа, в соответствии с п. 16.1 Устава Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (далее – Устав) и действует без доверенности от имени Общества (пункт 16.4 Устава).

Пунктом 16.3 Устава ОАО «ЧСИ» определено, что генеральный директор Общества, заключает договоры и совершает иные сделки, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и настоящим Уставом.

На основании изложенного, действия должностного лица ОАО «Чукоткасвязьинформ» - и.о. генерального директора (…), являются нарушением требований ч. 1 ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Ответственность за данное нарушение антимонопольного законодательства установлена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено:

- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении отсутствуют;

- административное правонарушение совершенно должностным лицом Общества по неосторожности, т.к. у (…) имелась возможность для соблюдения правил и норм антимонопольного законодательства РФ,  но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

- смягчающим обстоятельством является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

- отягчающим обстоятельством является повторное совершение (…) однородного административного правонарушения;

- (…) иждивенцев не имеет;

- средняя заработная плата (…) составляет более (…) тыс. рублей, следовательно, материальное положение хорошее;

- при рассмотрении настоящего дела, усматривается, что причинами совершения административного правонарушения явились незнание требований Закона о защите конкуренции и норм КоАП, предусматривающих ответственность в области предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия должностного лица ОАО «Чукоткасвязьинформ» (…), нарушающие антимонопольное законодательство, являются противоправными виновными действиями и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» КоАП.

Руководствуясь статьями 23.48; 29.9, частью 2 статьи 14.31 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (…) виновным в совершении административного правонарушения по неосторожности, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на должностное лицо Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (…) административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет нарушителем в полном объеме по следующим реквизитам:

ИНН получателя: 8709012360

КПП получателя: 870901001

Получатель: УФК по Чукотскому автономному округу (Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу)

Счёт: 40101810400000010000

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Чукотскому АО г. Анадырь

БИК: 047719001

ОКАТО: 77401000000

Код дохода: 16111602010016000140 (обязательное указание кода дохода бюджетной классификации в поле 104 платежного поручения (заявке на кассовый расход).

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

stdClass Object ( [vid] => 7040 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу № 11/04-01/12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7040 [type] => solution [language] => ru [created] => 1357789506 [changed] => 1368703156 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703156 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Постановление

о наложении штрафа по делу № 11/04-01/12

об административном правонарушении

25 декабря 2012 г.                                                                                                  г. Анадырь

Я, Шалфеев В.К., заместитель руководителя Чукотского УФАС России, являясь должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в 16 часов 25 декабря 2012 года в  помещении Чукотского УФАС России по адресу: г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 13, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 11/04-01/12, возбужденного в отношении должностного лица Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» - (…), интересы (…) представлял по доверенности от 21.12.2012 года № 74 (…).

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу поступила жалоба от Индивидуального предпринимателя (…) (далее – Заявитель, ИП (…)) согласно которой, в действиях Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (далее – Общество, ОАО «ЧСИ»), выразившихся в необоснованном возложении на Заявителя, бремени оплаты в обоснование счета № 5122 от 30.09.2011г., выставленного Обществом ИП (…) – в рамках договора № ЧСИ – 00003/1-22 от 27.09.2010 (с учетом изменений в нумерации договора с ЧСИ-3/1-22 на ЧСИ-00003/1-22 рапорт инженера – электроника ОАО «ЧСИ» от 20.07.2011) «на организацию линии для доступа к сети Интернет – ЧСИ по технологии ADSL без предоставления доступа к сети местной телефонной связи (без выделения абонентского номера), единовременно», в отсутствие на то оснований.

В ходе рассмотрения дела № 19/04–01/12 Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «ЧСИ» нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Как следует из материалов дела, между Заявителем и Обществом был заключен договор ЧСИ-3/1-22 от 27.09.2010 (в последствии с присвоением к данному договору номера - № ЧСИ – 00003/1-22) на оказание услуг по передаче данных и телематических услуг связи, на 7 (семь) объектов Заявителя.

В соответствии с п. 1.1 от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, предметом спорного договора является предоставление оператором пользователю услуг связи на условиях, установленных лицензиями № 57724 (на «Телематические услуги связи») и № 57725 (на «Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации»), по средствам сетей оператора, через модем P660HT2 (п. 1.3 от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22).

Согласно п.п. 3.3 пункта 3 «Стоимость и порядок расчетов» Договора от 27.09.2010  № - № ЧСИ – 00003/1-22 –  плата за предоставление Оператором доступа к сети взимается единовременно.

Заявитель письмом от 14.09.2011г. обратился в адрес ОАО «ЧСИ» с просьбой о предоставлении доступа к узлу Общества по технологии ADSL, ранее подключенных платежных терминалов, в количестве двадцати единиц, по уже сформированным и эксплуатируемым Заявителем линиям связи через ООО «Связьтелеком» (далее – ООО «СТК») – «оператор, ранее предоставлявший телематические услуги Заявителю», при этом совместным письмом от 16.09.2011г. № 04-08/776 Заявителем и ООО «СТК», Обществу сообщено, что ООО «СТК» ранее произвело оплату за организацию данных линий связи и каких либо технологических изменений не требуется (в приложении к письму указана 21 (двадцать одна) соединительная линия).

Однако, каких либо действий со стороны Общества, в виде заключения дополнительного соглашения к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-220, проведено не было, кроме того, обстоятельства, изложенные в письмах Заявителя от 16.09.2011г. № 04-08/776, от 14.09.2011г., Обществом проигнорированы.

ОАО «ЧСИ» выставлен 19.09.2011г. Заявителю счет № 5122 с наименованием платежа «услуги связи (Интернет)» в размере 20 000,00 рублей, в рамках договора № ЧСИ – 00003/1-22 от 27.09.2010, однако, 30.09.2011г. без заключения какого-либо между сторонами дополнительного соглашения к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, или иного договора, регламентирующего организацию линий связи, Заявителю выставлен счет № 5122 от 30.09.2011 на оплату в размере 129 200,00 рублей на организацию 12 (двенадцати) линий для доступа к сети Интернет – ЧСИ по технологии ADSL без предоставления доступа к сети местной телефонной связи (без выделения абонентского номера), единовременно.

Пояснения Общества (исх. № 5160 от 04.09.2012г.) об обоснованном выставлении ИП (…) счета № 5122 от 30.09.2011г. (согласно п. 3.3. Договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22) за организацию 19 линий связи, отклонены  Комиссией по следующим основаниям.

В рамках счета № 5122 от 30.09.2011г. ОАО «ЧСИ» произведены следующие работы:  1) произведено отключение соединительных линий на кроссе ЛТУ от оборудования «Связьтелеком»; 2) проверено наличие соединительных линий по указанным линиям на кроссах ЛТУ; 3) введена учетная запись в биллинговой программе расчетов LanBilling 1.9, однако, в соответствии с распоряжением № 2040/1 от 19.10.2011г. «О расформировании с.л.» расформирование соединительных линий (в том числе и тех соединительных линий по средствам которых, предоставлялся доступ к сети интернет ИП (…) по договору с ООО «СТК») произведен ОАО «ЧСИ» на основании дополнительного соглашения № 36 от 26.09.2011г. к договору № 27-тф, действия которого по мнению Общества распространялись только правоотношения ОАО «ЧСИ» и ООО «СТК», при этом оплата работ по расформированию данных линий на основании дополнительного соглашения № 36 от 26.09.2011г. к договору № 27-тф вошла в формирование стоимости работ по счету № 5122 от 30.09.2011г., произведенных ОАО «ЧСИ» в рамках договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22.

Кроме того, согласно распоряжению № 242 от 20.10.2011г. «Об организации с.л. подключения к сети Интернет ЧСИ ИП (…)», на основании дополнительного соглашения к Договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22 ОАО «ЧСИ» (как было установлено Комиссией данное дополнительное соглашение между Заявителем и Обществом не заключалось) обязалось организовать Заявителю 18 (восемнадцать) линий связи.

При этом, каких либо документов свидетельствующих о том, что Заявитель просил организовать доступ именно по 19 линиям связи ОАО «ЧСИ», не представлено (в письме от 16.09.2011г. № 04-08/776 фигурирует 21 линия связи, в письме от 14.09.2011г. 20 линий связи, при этом, в письмах Заявителя от 15 и 19 сентября 2011г. рассматривался вопрос о заведении учетной записи по тарифному плану «Оптимальный»).

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»  (далее - Закон о связи) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (пункт 2).

Согласно п. 1 ст. 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В соответствии с п. 1 Правил оказания телематических услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее – Правила № 575) настоящие правила регулируют отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи.

В соответствии с п. 1 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 (далее - Правила № 32), настоящие правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем, с одной стороны, и оператором связи, с другой стороны, при оказании услуг связи по передаче данных.

Из представленного Обществом договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22 усматривается, что предметом данного договора является оказание телематических услуг связи и оказание услуг по передаче данных, по технологии ADSL.

Технология ADSL (Ассиметричная цифровая абонентская линия) входит в число технологий высокоскоростной передачи данных, известных как технологии DSL (Цифровая абонентская линия) и имеющих общее обозначение xDSL. Технология ADSL принадлежит к семейству стандартов xDSL, призванных обеспечивать высокую скорость передачи данных по уже существующим телефонным линия связи. Передача данных по технологии ADSL реализуется через обычную аналоговую телефонную линию при помощи абонентского устройства - модема ADSL и мультиплексора доступа, находящегося на той же АТС, к которой подключается телефонная линия пользователя, причем включается DSLAM по оборудованию самой АТС. Таким образом, подключение пользователя к сети интернет по технологии ADSL подразумевает оказание ему услуг по предоставлению доступа к сети передачи данных, поскольку ADSL является одной из технологий передачи данных.

Под предоставлением доступа к сети передачи данных понимается «совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу связи сети передачи данных либо обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и пользователю телематических услуг связи» (абз. 11 п. 2 Правил оказания телематических услуг).

Из Правил № 575 и п. 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87, следует, что к телематическим услугам связи относятся - обеспечение предоставления пользователю доступа к сети связи оператора и к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений.

Согласно п. 7 Правил № 575 оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором.

В соответствии с п. 8 Правил № 575 оператор связи может оказывать не только телематические услуги связи, но и услуги, технологически неразрывно связанные с телематическими услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии и им соблюдаются требования, предусмотренные пунктом 25 настоящих Правил.

Пунктом 25 Правил № 575 установлено, что оператор связи не вправе при заключении договора навязывать абоненту и (или) пользователю оказание иных услуг за отдельную плату.

В соответствии с п. 32 Правил № 575 оплата оказанных телематических услуг связи может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги, при этом, в соответствии с п. 33 Правил оказания услуг плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается однократно. Аналогичные положения изложены в пунктах 36 и 41 Правил № 32.

Из изложенного следует, что плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается однократно за каждый факт предоставления доступа к сети передачи данных, а плата за соединение по сети передачи данных (сеанс связи) определяется исходя из его продолжительности.

В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно п. 50 Правил № 575 внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, в том числе изменений, касающихся выбора абонентом другого тарифного плана для оплаты телематических услуг связи, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору. Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается.

В силу ч. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 438 ГК РФ (ч. 3 ст. 434 ГК РФ).

Согласно справке, представленной Обществом, каких-либо дополнительных соглашений к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, при изменении количества объектов Заявителя, на которые бы распространялись правоотношения данного договора, в том числе и дополнительного соглашения на организацию 18 (восемнадцати) линий связи, которое явилось основанием для произведения Обществом работ, согласно распоряжению № 242 от 20.10.2011г. «Об организации с.л. подключения к сети Интернет ЧСИ ИП (…)», не заключалось.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Из приведенного следует, что нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Закона № 135-ФЗ установлен прямой запрет на ограничение, недопущение конкуренции, а также ущемление прав других лиц в результате использования хозяйствующим субъектом своего доминирующего положения.

В силу ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг местной телефонной связи, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2010 № 310 (далее – Правила № 310), оператор связи сети местной телефонной связи в целях обеспечения предоставления абоненту услуг телефонной связи, осуществляет действия по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети местной телефонной связи.

Из позиции 61 Реестра операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, следует, что ОАО «ЧСИ», на основании приказа Роскомнадзора от 24.10.2005г., занимает существенное положение в сети связи общего пользования на территории Чукотского АО.

Согласно сведениям из Реестра субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, Федеральной службой по тарифам на основании приказа № 5/11-РР от 24.03.2000г. ОАО «ЧСИ» является субъектом естественной монополии в области связи.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № - 135 ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, к числу таких действий подпунктом 3 указанной нормы прямо отнесены действия по навязыванию контрагенту невыгодных для него условий договора, под которыми, в частности, понимаются условия, прямо не предусмотренные нормативными правовыми актами федерального уровня.

Следовательно, без заключения между Заявителем и ОАО «ЧСИ», какого либо соглашения к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, регламентирующего правоотношения, сфера которых распространялась бы на организацию спорных линий связи, услуга, предоставляемая ОАО «ЧСИ» Заявителю в порядке п.п. 3.3 договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, не может подменить под собой услугу «Организации линий для доступа к сети Интернет – ЧСИ по технологии ADSL без предоставления доступа к сети местной телефонной связи (без выделения абонентского номера) единовременно» (предоставляемую ОАО «ЧСИ» на основании приказа от 07.04.2011г. № 110 «Об утверждении тарифов на дополнительные услуги для пользователей электронной почты и сети Интернет»), в связи с чем, ОАО «ЧСИ» неправомерно навязана услуга, в рамках счета № 5122 от 30.09.2011г.,  так как, правовая природа данных услуг, в рассматриваемом споре различна и не взаимозаменяема, что в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недопустимо.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует через органы, образование и действие которых определяется законом и учредительными документами юридического лица.

В силу п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Заседанием Совета директоров (протокол № 1 от 18.06.2010) (…)избран временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО «ЧСИ» с наделением соответствующими полномочиями единоличного исполнительного органа, в соответствии с п. 16.1 Устава Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (далее – Устав) и действует без доверенности от имени Общества (пункт 16.4 Устава).

Пунктом 16.3 Устава ОАО «ЧСИ» определено, что генеральный директор Общества, заключает договоры и совершает иные сделки, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и настоящим Уставом.

На основании изложенного, действия должностного лица ОАО «Чукоткасвязьинформ» - и.о. генерального директора (…), являются нарушением требований ч. 1 ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Ответственность за данное нарушение антимонопольного законодательства установлена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено:

- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении отсутствуют;

- административное правонарушение совершенно должностным лицом Общества по неосторожности, т.к. у (…) имелась возможность для соблюдения правил и норм антимонопольного законодательства РФ,  но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

- смягчающим обстоятельством является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

- отягчающим обстоятельством является повторное совершение (…) однородного административного правонарушения;

- (…) иждивенцев не имеет;

- средняя заработная плата (…) составляет более (…) тыс. рублей, следовательно, материальное положение хорошее;

- при рассмотрении настоящего дела, усматривается, что причинами совершения административного правонарушения явились незнание требований Закона о защите конкуренции и норм КоАП, предусматривающих ответственность в области предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия должностного лица ОАО «Чукоткасвязьинформ» (…), нарушающие антимонопольное законодательство, являются противоправными виновными действиями и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» КоАП.

Руководствуясь статьями 23.48; 29.9, частью 2 статьи 14.31 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (…) виновным в совершении административного правонарушения по неосторожности, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на должностное лицо Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (…) административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет нарушителем в полном объеме по следующим реквизитам:

ИНН получателя: 8709012360

КПП получателя: 870901001

Получатель: УФК по Чукотскому автономному округу (Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу)

Счёт: 40101810400000010000

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Чукотскому АО г. Анадырь

БИК: 047719001

ОКАТО: 77401000000

Код дохода: 16111602010016000140 (обязательное указание кода дохода бюджетной классификации в поле 104 платежного поручения (заявке на кассовый расход).

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Постановление

о наложении штрафа по делу № 11/04-01/12

об административном правонарушении

25 декабря 2012 г.                                                                                                  г. Анадырь

Я, Шалфеев В.К., заместитель руководителя Чукотского УФАС России, являясь должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в 16 часов 25 декабря 2012 года в  помещении Чукотского УФАС России по адресу: г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 13, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 11/04-01/12, возбужденного в отношении должностного лица Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» - (…), интересы (…) представлял по доверенности от 21.12.2012 года № 74 (…).

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу поступила жалоба от Индивидуального предпринимателя (…) (далее – Заявитель, ИП (…)) согласно которой, в действиях Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (далее – Общество, ОАО «ЧСИ»), выразившихся в необоснованном возложении на Заявителя, бремени оплаты в обоснование счета № 5122 от 30.09.2011г., выставленного Обществом ИП (…) – в рамках договора № ЧСИ – 00003/1-22 от 27.09.2010 (с учетом изменений в нумерации договора с ЧСИ-3/1-22 на ЧСИ-00003/1-22 рапорт инженера – электроника ОАО «ЧСИ» от 20.07.2011) «на организацию линии для доступа к сети Интернет – ЧСИ по технологии ADSL без предоставления доступа к сети местной телефонной связи (без выделения абонентского номера), единовременно», в отсутствие на то оснований.

В ходе рассмотрения дела № 19/04–01/12 Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «ЧСИ» нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Как следует из материалов дела, между Заявителем и Обществом был заключен договор ЧСИ-3/1-22 от 27.09.2010 (в последствии с присвоением к данному договору номера - № ЧСИ – 00003/1-22) на оказание услуг по передаче данных и телематических услуг связи, на 7 (семь) объектов Заявителя.

В соответствии с п. 1.1 от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, предметом спорного договора является предоставление оператором пользователю услуг связи на условиях, установленных лицензиями № 57724 (на «Телематические услуги связи») и № 57725 (на «Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации»), по средствам сетей оператора, через модем P660HT2 (п. 1.3 от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22).

Согласно п.п. 3.3 пункта 3 «Стоимость и порядок расчетов» Договора от 27.09.2010  № - № ЧСИ – 00003/1-22 –  плата за предоставление Оператором доступа к сети взимается единовременно.

Заявитель письмом от 14.09.2011г. обратился в адрес ОАО «ЧСИ» с просьбой о предоставлении доступа к узлу Общества по технологии ADSL, ранее подключенных платежных терминалов, в количестве двадцати единиц, по уже сформированным и эксплуатируемым Заявителем линиям связи через ООО «Связьтелеком» (далее – ООО «СТК») – «оператор, ранее предоставлявший телематические услуги Заявителю», при этом совместным письмом от 16.09.2011г. № 04-08/776 Заявителем и ООО «СТК», Обществу сообщено, что ООО «СТК» ранее произвело оплату за организацию данных линий связи и каких либо технологических изменений не требуется (в приложении к письму указана 21 (двадцать одна) соединительная линия).

Однако, каких либо действий со стороны Общества, в виде заключения дополнительного соглашения к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-220, проведено не было, кроме того, обстоятельства, изложенные в письмах Заявителя от 16.09.2011г. № 04-08/776, от 14.09.2011г., Обществом проигнорированы.

ОАО «ЧСИ» выставлен 19.09.2011г. Заявителю счет № 5122 с наименованием платежа «услуги связи (Интернет)» в размере 20 000,00 рублей, в рамках договора № ЧСИ – 00003/1-22 от 27.09.2010, однако, 30.09.2011г. без заключения какого-либо между сторонами дополнительного соглашения к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, или иного договора, регламентирующего организацию линий связи, Заявителю выставлен счет № 5122 от 30.09.2011 на оплату в размере 129 200,00 рублей на организацию 12 (двенадцати) линий для доступа к сети Интернет – ЧСИ по технологии ADSL без предоставления доступа к сети местной телефонной связи (без выделения абонентского номера), единовременно.

Пояснения Общества (исх. № 5160 от 04.09.2012г.) об обоснованном выставлении ИП (…) счета № 5122 от 30.09.2011г. (согласно п. 3.3. Договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22) за организацию 19 линий связи, отклонены  Комиссией по следующим основаниям.

В рамках счета № 5122 от 30.09.2011г. ОАО «ЧСИ» произведены следующие работы:  1) произведено отключение соединительных линий на кроссе ЛТУ от оборудования «Связьтелеком»; 2) проверено наличие соединительных линий по указанным линиям на кроссах ЛТУ; 3) введена учетная запись в биллинговой программе расчетов LanBilling 1.9, однако, в соответствии с распоряжением № 2040/1 от 19.10.2011г. «О расформировании с.л.» расформирование соединительных линий (в том числе и тех соединительных линий по средствам которых, предоставлялся доступ к сети интернет ИП (…) по договору с ООО «СТК») произведен ОАО «ЧСИ» на основании дополнительного соглашения № 36 от 26.09.2011г. к договору № 27-тф, действия которого по мнению Общества распространялись только правоотношения ОАО «ЧСИ» и ООО «СТК», при этом оплата работ по расформированию данных линий на основании дополнительного соглашения № 36 от 26.09.2011г. к договору № 27-тф вошла в формирование стоимости работ по счету № 5122 от 30.09.2011г., произведенных ОАО «ЧСИ» в рамках договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22.

Кроме того, согласно распоряжению № 242 от 20.10.2011г. «Об организации с.л. подключения к сети Интернет ЧСИ ИП (…)», на основании дополнительного соглашения к Договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22 ОАО «ЧСИ» (как было установлено Комиссией данное дополнительное соглашение между Заявителем и Обществом не заключалось) обязалось организовать Заявителю 18 (восемнадцать) линий связи.

При этом, каких либо документов свидетельствующих о том, что Заявитель просил организовать доступ именно по 19 линиям связи ОАО «ЧСИ», не представлено (в письме от 16.09.2011г. № 04-08/776 фигурирует 21 линия связи, в письме от 14.09.2011г. 20 линий связи, при этом, в письмах Заявителя от 15 и 19 сентября 2011г. рассматривался вопрос о заведении учетной записи по тарифному плану «Оптимальный»).

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»  (далее - Закон о связи) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (пункт 2).

Согласно п. 1 ст. 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В соответствии с п. 1 Правил оказания телематических услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее – Правила № 575) настоящие правила регулируют отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи.

В соответствии с п. 1 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 (далее - Правила № 32), настоящие правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем, с одной стороны, и оператором связи, с другой стороны, при оказании услуг связи по передаче данных.

Из представленного Обществом договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22 усматривается, что предметом данного договора является оказание телематических услуг связи и оказание услуг по передаче данных, по технологии ADSL.

Технология ADSL (Ассиметричная цифровая абонентская линия) входит в число технологий высокоскоростной передачи данных, известных как технологии DSL (Цифровая абонентская линия) и имеющих общее обозначение xDSL. Технология ADSL принадлежит к семейству стандартов xDSL, призванных обеспечивать высокую скорость передачи данных по уже существующим телефонным линия связи. Передача данных по технологии ADSL реализуется через обычную аналоговую телефонную линию при помощи абонентского устройства - модема ADSL и мультиплексора доступа, находящегося на той же АТС, к которой подключается телефонная линия пользователя, причем включается DSLAM по оборудованию самой АТС. Таким образом, подключение пользователя к сети интернет по технологии ADSL подразумевает оказание ему услуг по предоставлению доступа к сети передачи данных, поскольку ADSL является одной из технологий передачи данных.

Под предоставлением доступа к сети передачи данных понимается «совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу связи сети передачи данных либо обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и пользователю телематических услуг связи» (абз. 11 п. 2 Правил оказания телематических услуг).

Из Правил № 575 и п. 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87, следует, что к телематическим услугам связи относятся - обеспечение предоставления пользователю доступа к сети связи оператора и к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений.

Согласно п. 7 Правил № 575 оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором.

В соответствии с п. 8 Правил № 575 оператор связи может оказывать не только телематические услуги связи, но и услуги, технологически неразрывно связанные с телематическими услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии и им соблюдаются требования, предусмотренные пунктом 25 настоящих Правил.

Пунктом 25 Правил № 575 установлено, что оператор связи не вправе при заключении договора навязывать абоненту и (или) пользователю оказание иных услуг за отдельную плату.

В соответствии с п. 32 Правил № 575 оплата оказанных телематических услуг связи может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги, при этом, в соответствии с п. 33 Правил оказания услуг плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается однократно. Аналогичные положения изложены в пунктах 36 и 41 Правил № 32.

Из изложенного следует, что плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается однократно за каждый факт предоставления доступа к сети передачи данных, а плата за соединение по сети передачи данных (сеанс связи) определяется исходя из его продолжительности.

В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно п. 50 Правил № 575 внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, в том числе изменений, касающихся выбора абонентом другого тарифного плана для оплаты телематических услуг связи, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору. Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается.

В силу ч. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 438 ГК РФ (ч. 3 ст. 434 ГК РФ).

Согласно справке, представленной Обществом, каких-либо дополнительных соглашений к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, при изменении количества объектов Заявителя, на которые бы распространялись правоотношения данного договора, в том числе и дополнительного соглашения на организацию 18 (восемнадцати) линий связи, которое явилось основанием для произведения Обществом работ, согласно распоряжению № 242 от 20.10.2011г. «Об организации с.л. подключения к сети Интернет ЧСИ ИП (…)», не заключалось.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Из приведенного следует, что нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Закона № 135-ФЗ установлен прямой запрет на ограничение, недопущение конкуренции, а также ущемление прав других лиц в результате использования хозяйствующим субъектом своего доминирующего положения.

В силу ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг местной телефонной связи, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2010 № 310 (далее – Правила № 310), оператор связи сети местной телефонной связи в целях обеспечения предоставления абоненту услуг телефонной связи, осуществляет действия по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети местной телефонной связи.

Из позиции 61 Реестра операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, следует, что ОАО «ЧСИ», на основании приказа Роскомнадзора от 24.10.2005г., занимает существенное положение в сети связи общего пользования на территории Чукотского АО.

Согласно сведениям из Реестра субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, Федеральной службой по тарифам на основании приказа № 5/11-РР от 24.03.2000г. ОАО «ЧСИ» является субъектом естественной монополии в области связи.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № - 135 ФЗ установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, к числу таких действий подпунктом 3 указанной нормы прямо отнесены действия по навязыванию контрагенту невыгодных для него условий договора, под которыми, в частности, понимаются условия, прямо не предусмотренные нормативными правовыми актами федерального уровня.

Следовательно, без заключения между Заявителем и ОАО «ЧСИ», какого либо соглашения к договору от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, регламентирующего правоотношения, сфера которых распространялась бы на организацию спорных линий связи, услуга, предоставляемая ОАО «ЧСИ» Заявителю в порядке п.п. 3.3 договора от 27.09.2010 № ЧСИ – 00003/1-22, не может подменить под собой услугу «Организации линий для доступа к сети Интернет – ЧСИ по технологии ADSL без предоставления доступа к сети местной телефонной связи (без выделения абонентского номера) единовременно» (предоставляемую ОАО «ЧСИ» на основании приказа от 07.04.2011г. № 110 «Об утверждении тарифов на дополнительные услуги для пользователей электронной почты и сети Интернет»), в связи с чем, ОАО «ЧСИ» неправомерно навязана услуга, в рамках счета № 5122 от 30.09.2011г.,  так как, правовая природа данных услуг, в рассматриваемом споре различна и не взаимозаменяема, что в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недопустимо.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует через органы, образование и действие которых определяется законом и учредительными документами юридического лица.

В силу п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Заседанием Совета директоров (протокол № 1 от 18.06.2010) (…)избран временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО «ЧСИ» с наделением соответствующими полномочиями единоличного исполнительного органа, в соответствии с п. 16.1 Устава Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (далее – Устав) и действует без доверенности от имени Общества (пункт 16.4 Устава).

Пунктом 16.3 Устава ОАО «ЧСИ» определено, что генеральный директор Общества, заключает договоры и совершает иные сделки, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и настоящим Уставом.

На основании изложенного, действия должностного лица ОАО «Чукоткасвязьинформ» - и.о. генерального директора (…), являются нарушением требований ч. 1 ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Ответственность за данное нарушение антимонопольного законодательства установлена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено:

- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении отсутствуют;

- административное правонарушение совершенно должностным лицом Общества по неосторожности, т.к. у (…) имелась возможность для соблюдения правил и норм антимонопольного законодательства РФ,  но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

- смягчающим обстоятельством является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

- отягчающим обстоятельством является повторное совершение (…) однородного административного правонарушения;

- (…) иждивенцев не имеет;

- средняя заработная плата (…) составляет более (…) тыс. рублей, следовательно, материальное положение хорошее;

- при рассмотрении настоящего дела, усматривается, что причинами совершения административного правонарушения явились незнание требований Закона о защите конкуренции и норм КоАП, предусматривающих ответственность в области предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия должностного лица ОАО «Чукоткасвязьинформ» (…), нарушающие антимонопольное законодательство, являются противоправными виновными действиями и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» КоАП.

Руководствуясь статьями 23.48; 29.9, частью 2 статьи 14.31 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (…) виновным в совершении административного правонарушения по неосторожности, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на должностное лицо Открытого акционерного общества «Чукоткасвязьинформ» (…) административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет нарушителем в полном объеме по следующим реквизитам:

ИНН получателя: 8709012360

КПП получателя: 870901001

Получатель: УФК по Чукотскому автономному округу (Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу)

Счёт: 40101810400000010000

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Чукотскому АО г. Анадырь

БИК: 047719001

ОКАТО: 77401000000

Код дохода: 16111602010016000140 (обязательное указание кода дохода бюджетной классификации в поле 104 платежного поручения (заявке на кассовый расход).

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 11/04-01/12 [format] => [safe_value] => Дело № 11/04-01/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 68 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 68 [vid] => 6 [name] => Информационные технологии [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 36 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 36 [vid] => 6 [name] => Связь [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-26 03:39:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-25 04:00:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1357789506 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чукотское УФАС России )