Доминанта в борьбе смонопользмом

Газета «Крайний Север» постоянно информирует читателя о деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому АО. Недавно у корреспондента газеты появилась возможность взять интервью у руководителя Федеральной антимонопольной службы России Игоря АРТЕМЬЕВА. Вопросы касались в основном проблем, волнующих жителей нашего округа в части соблюдения антимонопольного законодательства.

ШИРОКИЙ СПЕКТР ПРОВЕРОК

– Игорь Юрьевич, как вы оцениваете эффективность действий Антимонопольной службы в регионах и на Чукотке в частности?
– Все регионы и территориальные органы, а у нас их 82 по всей стране, разные. И по численности, и по показателям работы. Есть крупные территориальные органы, такие как Москва, Санкт-Петербург, управления в центрах федеральных округов. А есть маленькие территориальные органы численностью от 12 человек.
Регионы и сами разнятся по показателям экономической деятельности. В крупных промышленно развитых центрах, конечно, выше экономическая активность предпринимателей, там выше процент нарушений, больше работы у антимонопольного органа.
Все территориальные органы ФАС самостоятельны в своей работе. Но приоритеты в направлениях деятельности мы каждый год обозначаем на годовой коллегии ФАС. Это активизация деятельности, борьба с картелями, пресечение нарушений со стороны органов власти разного уровня, мониторинг ситуации с ценами на социально значимые продукты питания и применение мер антимонопольного реагирования в случае нарушения антимонопольного законодательства и т.д.
– На чем следует сосредоточить усилия УФАС в регионах в настоящий момент?
– На выявлении картельных сговоров, пресечении нарушений антимонопольного законодательства и законодательства в сфере размещения заказов со стороны региональных и муниципальных органов власти. Нужно внимательно следить за изданием органами власти нормативных актов, ограничивающих конкуренцию. Кроме того, следить за ценами на продукты питания, бензин и лекарства, чтобы в случае необходимости возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
– На наш взгляд, законодательство, регламентирующее деятельность Антимонопольной службы, ограничивает ее самостоятельность по организации проверок: вы можете действовать только при поступлении письменного сигнала «снизу» или по указанию «сверху». Ведь люди в регионах, в большинстве своем, проявляют либо пассивность, либо боятся последствий для себя. Как бы вы это прокомментировали?
– Мы можем осуществлять проверки не только по жалобам граждан и организаций, но и по распоряжениям президента и правительства, по собственной инициативе и по публикациям в СМИ. Ежегодный план проверок согласуется с органами прокуратуры и размещается на сайтах Генеральной прокуратуры и ФАС. Внеплановые проверки осуществляются в ходе рассмотрения поступивших к нам от граждан, предпринимателей или органов власти жалоб.
Отмечу, что 51% дел мы возбуждаем по собственной инициативе, а не по поступившим жалобам.

КОНКУРЕНЦИЯ – ПУТЬ К УДЕШЕВЛЕНИЮ

– Специфика Чукотки заключается в том, что в той или иной сфере деятельности конкуренция невозможна. Зачастую у нас один авиаперевозчик, одно основное предприятие, осуществляющее северный завоз, и т.д. Нет ли здесь «лазейки» для взвинчивания цен и тарифов?
– Полагаю, что следует говорить не о «лазейках», а о том, что конкурентное окружение заставляет перевозчиков в борьбе за потребительские предпочтения предлагать более качественные услуги, оптимизировать структуру затрат, снижать цены. Как показал проведенный нами в 2010 году анализ состояния конкуренции на рынках авиаперевозок, выход на воздушную линию нового перевозчика приводит к снижению тарифа на направлении до 30%. Приход следующего участника рынка имеет своим следствием дальнейшее снижение тарифа.
Однако, как показали результаты этого анализа, почти 90% маршрутов обслуживает один или два перевозчика. При этом 70% направлений – это маршруты, на которых работает один перевозчик. И хотя на конкурентные маршруты приходятся две трети всего объема перевозок (это, прежде всего, магистральные воздушные линии), несбалансированность маршрутной сети, крайне недостаточное развитие перевозок в региональном и местном сообщении являются важной особенностью состояния рынков авиаперевозок в настоящее время.
Таким образом, мы считаем, что высокая стоимость перевозок в значительной степени обусловлена неразвитостью конкуренции, прежде всего, на региональных и местных маршрутах.
Наряду с этим существуют иные факторы, обуславливающие высокую стоимость транспортных услуг. Например, свертывание аэродромной сети, требующая модернизации аэропортовая инфраструктура с высокой степенью износа, дефицит воздушных судов определенного класса, система налогообложения и другие факторы.
При этом надо отметить, что административные барьеры, препятствующие выходу перевозчиков на новые линии на внутренних перевозках, практически устранены. С 2007 года отменено лицензирование маршрутов.
В целом высокая стоимость авиаперевозок обусловлена наличием проблем, решение которых требует реализации системных мер, направленных на стимулирование воздушных перевозок, развитие аэропортовой инфраструктуры, совершенствование тарифного регулирования в отрасли, недопущение необоснованного роста цен на авиатопливо, развитие конкуренции во всех сферах авиаперевозочной и аэропортовой деятельности.

КОНТРОЛЬ ТАРИФОВ И ЦЕН

– Север никак не может справиться с тарифами на авиаперевозки. Несмотря на усилия правительства с помощью различных программ дать возможность дальневосточникам летать в центральные регионы дешевле, тарифы по-прежнему заоблачные. Каждая компания приводит калькуляцию своих затрат, которую рядовой гражданин проверить не в состоянии. Может ли это сделать УФАС?
– Что касается контроля за уровнем тарифов, следует отметить, что законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на авиаперевозки (за исключением перевозок в местном сообщении). Эти цены формируются на основе рыночного механизма.
Антимонопольные органы пресекают злоупотребления, которые выражаются в том числе в установлении хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, монопольно высоких цен на транспортные услуги, а также в нарушении такими хозяйствующими субъектами установленного порядка ценообразования. Еще одним видом нарушения антимонопольного законодательства являются согласованные действия, в частности, по установлению цены.
В таких случаях мы вмешиваемся в процессы ценообразования. По нашему мнению, до 30% стоимости авиабилета составляет цена за авиакеросин. Поэтому необходимо каждый раз изучать структуру затрат авиакомпаний, чтобы выяснить степень их вины в установлении монопольно высоких цен на авиабилеты.
– Игорь Юрьевич, хотелось бы услышать ваше мнение о деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ. В центре их много, и есть возможность выбирать. Здесь мы лишены выбора. Альтернативы часто нет. Появляется соблазн у «товарищей» диктовать населению свои тарифы и цены на услуги.
– Ежегодно мы проводим анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами. По результатам наблюдается рост числа участников рынка частных форм собственности и увеличение объемов жилищного фонда. Это свидетельствует о развитии рынка услуг по управлению многоквартирными домами.
Вместе с тем в случае, если управляющая организация признана занимающей доминирующее положение, мы можем применить к ней меры антимонопольного реагирования.
Если вы считаете, что ваши права нарушены управляющими компаниями или предприятиями, работающими в сфере ЖКХ, вам нужно обратиться в наше территориальное управление, чтобы они смогли изучить ситуацию и принять соответствующее решение.

Как показали результаты анализа, почти 90% маршрутов обслуживает один или два авиаперевозчика. При этом 70% направлений – это маршруты, на которых работает один перевозчик. На линии Анадырь-Москва-Анадырь в течение года работали две авиакомпании, но, в связи с ремонтом полосы, компания «Трансаэро» временно, до 31 октября, прекратила полеты. Пока Компания «Якутавиа» остается на этом рынке одна.
Как подчеркнул Игорь Артемьев, на снижение тарифов может повлиять только развитие конкурентной среды.