ФАС России возбудила очередное дело в отношении ФТС России по признакам ограничения конкуренции среди платежных систем

8 февраля 2012 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело в отношении Федеральной таможенной службы (ФТС России) по признакам ограничения конкуренции среди платежных систем (признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»).

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Таможенная платежная система», в котором сообщалось о необоснованном прекращении ФТС России приема для оплаты таможенных платежей банковских (таможенных) карт, координатором эмиссии которых является этот хозяйствующий субъект.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что причиной прекращения приема таможенных карт послужил перенос ФТС России в новый центр обработки данных серверного оборудования, обеспечивающего информационное взаимодействие таможенных органов с ООО «Таможенная платежная система».

На основании имеющейся информации можно сделать вывод, что ФТС России могла заблаговременно проинформировать ООО «Таможенная платежная система» о планируемых работах, тем самым, позволив указанному координатору эмиссии таможенных карт (координатору) предпринять меры, направленные на обеспечение непрерывности приема таможенных карт его платежной системы.

Кроме того, представленные в ходе рассмотрения заявления документы и сведения, по мнению ФАС России, свидетельствуют о намеренном затягивании ФТС России сроков возобновления работы платежной системы ООО «Таможенная платежная система» и представлении при проведении аналогичных работ преимуществ его единственному конкуренту - ООО «Таможенная карта».

Такими образом, ФАС России считает, что в действиях ФТС России содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку они приводят к ограничению конкуренции среди систем расчетов, осуществляемых с использованием таможенных карт.

Рассмотрение дела назначено на 22 марта 2012 года.

ФАС России отмечает, что за последние три года по факту необоснованного препятствования деятельности координаторов ФТС России уже дважды признавалась нарушающей антимонопольное законодательство. В связи с отказом устранить нарушение ФТС России были выданы предписания, направленные на закрепление в ее нормативных документах конкурентных условий деятельности координаторов и недопустимость фактического препятствования осуществлению деятельности данными хозяйствующими субъектами.

Законность решений и предписаний антимонопольного органа подтверждается соответствующими решениями арбитражных судов.

Вместе с тем, исполнения одного из предписаний удалось добиться только после удовлетворения судом иска ФАС России о понуждении к исполнению предписания. Подача подобного иска в отношении федерального органа исполнительной власти является прецедентом.