Возбуждено дело в отношении ООО "ПровиденЖилСервис"

Возбуждено дело в отношении ООО «ПровиденЖилСервис»

В Чукотское УФАС России 18 августа 2011г. поступило заявление от Муниципального предприятия «Провиденская торговая компания» (далее – Заявитель) на действия ООО «ПровиденЖилСервис» (далее – Ответчик), выраженные в незаконном отключении от электроэнергии и препятствованию восстановления электроснабжения на объекте заявителя.
В силу п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» правоотношения в области электроэнергетики входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
Согласно п. 4 ч. 1 ст.10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Согласно п. 1, 5 ст. 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» дано определение естественной монополии - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров, а субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Пунктом 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче электрической энергии.
В силу п. 3 ст. 8 Закона № 147-ФЗ субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на не дискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Как следует из имеющихся материалов, Администрацией Провиденского муниципального района 08.06.2011г. на основании договора № 22 от 08.06.2011г. за Заявителем закреплено муниципальное имущество, расположенное по адресу: 689251, Чукотский АО, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева, д. 15.
В виду того, что между Заявителем и Энергоснабжающей организацией ранее был заключен договор на подачу электрической энергии на объекты Заявителя, последний обратился к Энергоснабжающей организации с письмом о внесении изменений в договор, путем включения в уже имеющиеся договорные отношения нового объекта Заявителя.
Письмом от 21.07.2011г. № 01-07/1161 Энергоснабжающая организация просила Ответчика согласовать возможность подключения объекта Заявителя, к точке подключения, находящейся в межэтажном щите в 1 подъезде, между 1 и 2 этажом, в доме по ул. Н.Дежнева, 16.
Письмом от 23.08.2011г. № 608 Ответчик, сообщил Энергоснабжающей организации, о невозможности предоставления Заявителю, права пользования общим имуществом многоквартирного жилого дома, без долевого участия в его содержании самого заявителя, т.е. без заключенного между Заявителем и Ответчиком Договора о долевом участии собственника в расходах на содержание общего имущества дома, расположенного по выше указанному адресу.
Однако, по мнению заявителя, представители Ответчика в отсутствие на то законных оснований, самовольно, без предупреждения, отключили подачу электрической энергии на рассматриваемый объект недвижимости Заявителя.
Принимая во внимание то обстоятельство, что электрическая сеть от здания ТЭС к зданию по адресу ул. Н.Дежнева, 15 находится на балансе ООО «ПровиденЖилСервис», Ответчик по отношению к Заявителю, фактически оказывает услуги по передаче электрической энергии в условиях естественной монополии.
Таким образом, Ответчик, оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии, а в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона № 135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Следовательно, Ответчик является лицом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии по отношению к Заявителю.
В соответствии с п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Таким образом, отсутствие у Ответчика статуса сетевой или энергоснабжающей организации не освобождает его от обязанности обеспечивать переток электроэнергии по его сетям конечному потребителю.
В связи с изложенным Ответчик не обладал правом производить отключение электроснабжения в помещении, арендуемом Заявителем (по договору № 22 о закреплении муниципального имущества Провиденского муниципального района на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием), а действия Ответчика по отключению электроэнергии противоречат требованиям п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ.