Четвертый антимонопольный пакет – вызов времени

Сергей Пузыревский, начальник Правового управления ФАС России, заведующий кафедрой конкурентного права Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук:

Происходящие в экономике изменения требуют адекватной трансформации системы правового регулирования. Именно поэтому российское антимонопольное законодательство столь динамично развивается. Чтобы достичь уровня ведущих и успешных государств, тот путь, который многие страны проходили десятилетия, нам следует проделать за более короткое время.

Когда на чаше весов оказывается вопрос о стабильности правового регулирования и его изменении в соответствии с потребностями экономики, продиктованными целями защиты конкуренции, необходимо последовательное реформирование антимонопольного законодательства.

Основная цель четвертого антимонопольного пакета – создание оптимального регулирования, обеспечивающего эффективное развитие экономики.

С тем чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, законопроект предлагает отменить реестр лиц, занимающих на товарном рынке долю свыше 35%, включая отмену контроля за сделками экономконцентрации таких субъектов (если их активы не превышают установленные Законом о защите конкуренции). Кроме того, предусматривается исключение антимонопольного регулирования торгов частных компаний (торгов, проведение которых необязательно в соответствии с законодательством РФ).

Одновременно согласно законопроекту не может быть признана доминирующей компания, доля которой не превышает 35% (за исключением случаев, предусмотренных отраслевыми законами, и случаев коллективного доминирования).

В связи с возникшей дискуссией по вопросам применения антимонопольного законодательства к объектам исключительных прав законопроектом такие нормы из Закона о защите конкуренции удалены, поскольку отношения по ограничению и реализации указанных прав урегулированы ГК РФ.

Учитывая правовую неопределенность в регулировании соглашений о совместной деятельности, законопроект предлагает применять к таким соглашениям антимонопольное законодательство, если они нотифицированы или согласованы антимонопольным органом.

В целях оперативного устранения выявленных нарушений планируется расширить институт предупреждения, распространив его на такие формы злоупотребления доминирующим положением, как создание дискриминационных условий и установление разных цен на один и тот же товар, а также на антиконкурентные действия органов власти и отдельные формы недобросовестной конкуренции.

Для повышения единообразия в правоприменении проект предусматривает возможность обжалования решений территориальных антимонопольных органов в Президиум ФАС России.

Одновременно с либерализацией и конкретизацией правового регулирования в отношении хозяйствующих субъектов ужесточаются требования к органам власти, влияющим на конкуренцию.

Так, в целях снижения государственного вмешательства в экономику законопроект предусматривает возможность создания государственных и муниципальных предприятий только с согласия антимонопольного органа. При этом согласие может быть получено лишь в случае, если предприятие создано для деятельности на рынке с неразвитой или отсутствующей конкуренцией. В сферах, в которых ту же деятельность может выполнять частный бизнес, создание государственных предприятий недопустимо.

Кроме того, одновременно с введением для органов власти института предупреждения законопроект предлагает для их должностных лиц, систематически нарушающих антимонопольное законодательство, предусмотреть безальтернативную дисквалификацию.

Принятие законопроекта, по нашему мнению, обеспечит развитие антимонопольного регулирования, снижая необоснованные ограничения там, где они препятствуют эффективному развитию рыночных отношений, и обеспечивая защиту конкуренции от проявлений монополистической деятельности.