Свободу дилерам!

Проект постановления правительства с непростым названием «Общие исключения в отношении соглашений между хозяйствующими субъектами, предметом которых является организация продажи и сервисного обслуживания автомобилей» размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке нормативно-правовых актов и уже прошел публичное обсуждение. Проект накладывает на производителей жесткие ограничения. Так, они не должны препятствовать дилерам выполнять техобслуживание и ремонт автомобилей (бывает, что дилерский центр разрешают открывать только без сервиса); ограничивать доступ к электронным каталогам запчастей и устанавливать дискриминационные условия продажи оригинальных запчастей; запрещать авторизованным сервисным центрам использовать при постгарантийном ремонте запчасти, которые произведены с согласия автопроизводителя или соответствуют по качеству оригинальным. А соглашение между дилером и автопроизводителем должно содержать порядок и исчерпывающий перечень оснований для его досрочного расторжения. Если дистрибутор хочет досрочно расторгнуть контракт по другим причинам, он должен выплатить дилеру компенсацию, размер которой также должен быть прописан в договоре.

«Мы хотим усилить договорные позиции дилеров в диалоге с дистрибутором», — говорит начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. В России действует запрет на параллельный импорт, поэтому дистрибуторы, по сути, являются монополистами — дилеры вынуждены закупать запчасти у них, у них же получать информацию, как ремонтировать эти автомобили, объясняет он: дилеры инвестировали в специфический актив и привязаны к дистрибутору конкретной марки, часто отдельные положения дилерских договоров могут ограничивать конкуренцию.

Замечаний и предложений к проекту во время его публичного обсуждения получено не было, рассказывает Сушкевич, поэтому теперь ФАС направит документ на согласование в Минэкономразвития. Но перед этим проведет встречу с дистрибуторами, чтобы прояснить ситуацию с Кодексом поведения, который разработала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Этот кодекс АЕБ подготовила еще летом, он должен урегулировать те же вопросы, что и постановление (см. врез), но кардинально отличается тем, что его соблюдение является добровольным: производитель сам решает, присоединяться к нему или нет.

Выход обязательного для исполнения постановления может стать для производителей неприятным сюрпризом. «Мы поддерживаем Кодекс поведения и уже соблюдаем большую часть его положений, — комментирует представитель “Фольксваген груп рус”. — Мы были удивлены проектом постановления правительства и решение о подписании или неподписании кодекса примем, только когда наступит ясность в отношении этого документа».

Проект постановления правительства и кодекс не противоречат друг другу, рассуждает менеджер компании-дистрибутора. Но непонятно, почему ФАС берется устанавливать жесткие правила, когда бизнес уже пришел к саморегулированию.

Кодексом АЕБ недовольны дилеры, объясняет Сушкевич. Ассоциация «Российские автодилеры» жаловалась на кодекс в ФАС и Минпромторг. Кодекс в его нынешнем виде не решит проблем дилеров: он позволяет двойственно и неоднозначно трактовать все условия, отсутствует какая-либо ответственность участников перед дилерами и кандидатами в дилеры, говорилось в письме ассоциации.

И кодекс, и проект постановления правительства направлены на защиту инвесторов, это формирование цивилизованного поля и единых правил игры, резюмирует гендиректор одного из крупнейших российских дилеров — «Рольфа» Татьяна Луковецкая.