Для частного извоза закон действительно не писан

О развитии конкуренции на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом шла речь на заседании Общественно-консультативного совета при управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.

В обсуждении темы принимали участие представители краевого министерства промышленности и транспорта, руководители управлений транспорта Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

По мнению участников совета, рынок пассажирских перевозок в нашем крае является одной из самых развивающихся сфер деятельности малого и среднего предпринимательства, особенно это касается межмуниципальных маршрутов сообщения, а также городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

Но говорить о стабильности в этой области, тем не менее, не приходится. Разногласия между муниципальными властями и коммерческими перевозчиками случаются постоянно. Причиной всему, считает заместитель руководителя управления ФАС по Хабаровскому краю Елена Гуринович, отсутствие федерального законодательства, которое регулировало бы рынок пассажирских перевозок.

- Проект закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» принят в первом чтении еще в 2007 году. Он был разработан Министерством транспорта России, согласован с ФАС России и содержит, в том числе, требования по обеспечению конкуренции на рынке транспортных услуг, - говорит Елена Владимировна. - К сожалению, закон до сих пор так и не принят. Однако постоянно увеличивающееся число жалоб доказывает, что неблагоприятные ситуации являются следствием недостатка правовой базы. И это происходит не только у нас в крае, но и во всех регионах страны.

Дело вот в чем. Сегодня регулировать рынок автомобильных перевозок обязаны муниципальные и региональные власти. Но с этим как раз и возникают проблемы. Правительство Хабаровского края не единожды занималось этим вопросом, но создать правовую базу, которая устраивала бы всех участников рынка, пока и не получается.

Например, существует положение, согласно которому коммерческие перевозчики, чтобы получить право на тот или иной маршрут, должны участвовать в конкурсе. Однако в этом положении отсутствует порядок его проведения, требования к его участникам, критерии отбора победителей и так далее. До недавнего времени его условия оглашались заранее. Теперь, согласно очередным поправкам в постановление правительства Хабаровского края, касающееся принципов транспортного обслуживания населения, условия объявляются непосредственно при проведении конкурса.

Причем далеко не со всеми требованиями, которые предъявляют к ним муниципальные власти, транспортные фирмы согласны. Идет постоянный спор относительно того, какого года выпуска должен быть автомобиль, чтобы иметь право на перевозку пассажиров. Должно ли транспортное предприятие иметь свой медицинский кабинет или может пользоваться услугами специальных клиник.

Но больше всего страсти кипят в области распределения маршрутов.

В администрации Хабаровска формируются лоты, куда входят как прибыльные, так и не очень маршруты. Если, к примеру, предприниматель выиграет право работать в центре города, то параллельно он должен будет пускать автобусы, допустим, на окраину города, где желающих воспользоваться его услугами будет в два-три раза меньше.

По мнению начальника управления транспорта администрации Хабаровска Владимира Шкурина, это справедливо. Должен же кто-то работать и на этих направлениях. Другой вопрос, что у нас не так много коммерческих предприятий, способных обслуживать несколько маршрутов. Речь идет о мелких фирмах, где всего несколько машин. Получается, что дорога на конкурс с лотами из нескольких протяженных маршрутов для них заказана?

Впрочем, в такой ситуации после конкурса крупные предприятия привлекают для работы мелкие фирмы.

Некоторые предприниматели находят другие варианты. Зимой прошлого года в Хабаровске разгорелся скандал из-за автобусов маршрута №333. Администрация города объявила: перевозчик в конкурсе не участвовал и вышел на линию самовольно. Прокуратура провела проверку и выдала предписание работу других автобусов прекратить. Однако они продолжают перевозить пассажиров. Дело в том, что перевозчик обратился в суд и свои права возить хабаровчан отстоял. Оказывается, транспортное предприятие может самостоятельно разработать маршрут, уведомить местные власти о своем намерении работать на нем, собрать для этого необходимый пакет документов и выводить машины в рейс.

По мнению участников общественно-консультативного совета, такая ситуация хоть и признается сегодня судами законной, ни к чему хорошему привести не может. В первую очередь потому, что значительно осложняет процедуру контроля за перевозчиками.

Примечательно, что в отличие от Хабаровска в Комсомольске-на-Амуре ситуация в сфере пассажирских перевозок более спокойная. По словам начальника отдела транспорта и связи администрации Комсомольска Александра Подойницына, мэрии и бизнесменам удается договориться, поэтому работа идет без особых эксцессов.

Не ушел от внимания участников совещания и факт, касающийся регулирования тарифов на пассажирские перевозки. Стенания относительно слишком скудной цены за билет на городских маршрутах звучат со стороны транспортников не первый год. Однако желающих работать на этом рынке меньше не становится. Например, в 2011 году на конкурс при организации перевозок межмуниципального сообщения было выставлено 19 лотов. При этом заявки на конкурс подали 26 предприятий. Но если работать в этой сфере убыточно, откуда такой ажиотаж?

В завершение заседания участники совета сошлись во мнении, что разрешить все разногласия и навести порядок на транспортном рынке может только принятие федерального закона. Вот только когда он будет принят - большой вопрос.