Интервью руководителя ФАС России Игоря Артемьева Чукотским СМИ

Интервью руководителя ФАС России Игоря Артемьева Чукотским СМИ

1. Как вы оцениваете эффективность действий антимонопольной службы в регионах и на Чукотке, в частности?
Все регионы и территориальные органы, а у нас их 82 по всей стране, все разные. И по численности, и по показателям работы. Есть крупные территориальные органы, такие как Москва, Санкт-Петербург, управления в центрах федеральных округов. А есть маленькие территориальные органы численностью от 12 человек.
Регионы и сами разняться по показателям экономической деятельности. В крупных промышленно развитых центрах, конечно, выше экономическая активность предпринимателей, там выше процент нарушений, больше работы у антимонопольного органа.
Все территориальные органы ФАС самостоятельны в своей работе. Но приоритеты в направлениях деятельности мы каждый год обозначаем на годовой Коллегии ФАС. Это активизация деятельности, борьба с картелями, пресечение нарушений со стороны органов власти разного уровня, мониторинг ситуации с ценами на социально значимые продукты питания и применение мер антимонопольного реагирования в случае нарушения антимонопольного законодательства и т.д.
2. На чем следует сосредоточить усилия УФАС в регионах в настоящий момент?
На выявлении картельных сговоров, пресечении нарушений антимонопольного законодательства и законодательства в сфере размещения заказов со стороны региональных и муниципальных органов власти. Нужно внимательно следить за изданием органами власти нормативных актов, ограничивающих конкуренцию. Кроме того, следить за ценами на продукты питания, бензин и лекарства, чтобы в случае необходимости возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
3. На наш взгляд, законодательство, регламентирующее деятельность антимонопольной службы, ограничивает ее самостоятельность по организации проверок: вы можете действовать только при поступлении письменного сигнала «снизу» или по указанию «сверху». Ведь люди в регионах в большинстве своем проявляют либо пассивность, либо боятся последствий для себя. Как бы вы это прокомментировали?
Мы можем осуществлять проверки не только по жалобам граждан и организаций, но и по распоряжениям Президента и Правительства, по собственной инициативе и по публикациям в СМИ.
Ежегодный план проверок согласуется с органами прокуратуры и размещается на сайтах Генеральной прокуратуры и ФАС.
Внеплановые проверки осуществляются в ходе рассмотрения поступившей к нам от граждан, предпринимателей или органов власти жалоб.
Отмечу, что 51% дел мы возбуждаем по собственной инициативе, а не по поступившим жалобам.
4. Специфика Чукотки заключается в том, что в той или иной сфере деятельности конкуренция невозможна. Зачастую у нас один авиаперевозчик, одно основное предприятие, осуществляющее северный завоз и т.д. Нет ли здесь «лазейки» для взвинчивания цен и тарифов?
Полагаю, что следует говорить не о лазейках, а о том, что конкурентное окружение заставляет перевозчиков в борьбе за потребительские предпочтения предлагать более качественные услуги, оптимизировать структуру затрат, снижать цены. Как показал проведенный нами в 2010 году анализ состояния конкуренции на рынках авиаперевозок, выход на воздушную линию нового перевозчика приводит к снижению тарифа на направлении до 30%. Приход следующего участника рынка имеет своим следствием дальнейшее снижение тарифа.
Однако, как показали результаты этого анализа, почти 90% маршрутов обслуживает 1 или 2 перевозчика. При этом 70% направлений – это маршруты, на которых работает один перевозчик. И хотя на конкурентные маршруты приходится две трети всего объема перевозок (это, прежде всего, магистральные воздушные линии), несбалансированность маршрутной сети, крайне недостаточное развитие перевозок в региональном и местном сообщении является важной особенностью состояния рынков авиаперевозок в настоящее время.
Таким образом, мы считаем, что высокая стоимость перевозок в значительной степени обусловлена неразвитостью конкуренции, прежде всего на региональных и местных маршрутах.
Наряду с этим существуют иные факторы, обуславливающие высокую стоимость транспортных услуг. Например, свертывание аэродромной сети, требующая модернизации аэропортовая инфраструктура с высокой степенью износа, дефицит воздушных судов определенного класса, система налогообложения и другие факторы.
При этом надо отметить, что административные барьеры, препятствующие выходу перевозчиков на новые линии на внутренних перевозках, практически устранены. С 2007 года отменено лицензирование маршрутов.
В целом высокая стоимость авиаперевозок обусловлена наличием проблем, решение которых требует реализации системных мер, направленных на стимулирование воздушных перевозок, развитие аэропортовой инфраструктуры, совершенствование тарифного регулирования в отрасли, недопущение необоснованного роста цен на авиатопливо, развитие конкуренции во всех сферах авиаперевозочной и аэропортовой деятельности.
5. Хотелось бы услышать ваше мнение о деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ. Опять-таки в центре их много и есть возможность выбирать. Здесь мы лишены выбора. Альтернативы часто нет. Появляется соблазн у «товарищей» диктовать населению свои тарифы и цены на услуги.
Ежегодно мы проводим анализ рынка услуг по управлению многоквартирными домами. По результатам наблюдается рост числа участников рынка частных форм собственности и увеличение объемов жилищного фонда. Это свидетельствует о развитии рынка услуг по управлению многоквартирными домами.
Вместе с тем, в случае, если управляющая организация признана занимающей доминирующее положение, мы можем применить к ней меры антимонопольного реагирования.
В случае, если вы считает, что ваши права нарушены управляющими компаниями или предприятиями, работающими в сфере ЖКХ, вам нужно обратиться в наше территориальное управление, чтобы они смогли изучить ситуацию и принять соответствующее решение.
6. Север никак не может справиться с тарифами на авиаперевозки. Несмотря на усилия правительства с помощью различных программ дать возможность дальневосточникам летать в центральные регионы дешевле, тарифы по-прежнему заоблачные. Каждая компания приводит калькуляцию своих затрат, которую рядовой гражданин проверить не в состоянии. Может ли это сделать УФАС?
Что касается контроля за уровнем тарифов, следует отметить, что законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на авиаперевозки (за исключением перевозок в местном сообщении) эти цены формируются на основе рыночного механизма.
Антимонопольные органы пресекают злоупотребления, которые выражаются, в том числе в установлении хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, монопольно высоких цен на транспортные услуги, а также в нарушении такими хозяйствующими субъектами установленного порядка ценообразования. Еще одним видом нарушения антимонопольного законодательства являются согласованные действия, в частности по установлению цены.
В таких случаях мы вмешиваемся в процессы ценообразования.
По нашему мнению, до 30% стоимости авибилета составляет цена за авиакеросин. Поэтому необходимо каждый раз изучать структуру затрат авиакомпаний, чтобы выяснить степень их вины в установлении монопольно высоких цен на авиабилеты.