• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Чукотским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции конкурентной среды на рынке услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах на территории Чукотского автономного округа в 2016 - первое полугодие 2018 гг.

1. Общие положения

Целью проведения Анализа является оценка положения хозяйствующих субъектов на рынках услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов в портах и состояния конкуренции на данных рынках в определенных географических границах.

В качестве исходной информации для Анализа использовались:

- сведения Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа;

- информация хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах на территории Чукотского автономного округа.

- данные с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта (http://www.morflot.ru/deyatelnost/reestr_mp.html);

- данные с официального сайта Министерство транспорта Российской Федерации (http://rostransnadzor.ru/deyatel-nost/gosudarstvenny-e-uslugi/litsenzirovanie-pogruzochno-razgruzo-2/).

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах проведены в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Приказ ФАС России от 02.08.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»;

2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

4. Федеральный закон от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем транспорте»;

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;

2. Временной интервал исследования

Временной интервал исследования рынка – 2016 – первое полугодие 2018 гг.

3. Продуктовые границы товарного рынка

В настоящее время на внутренних водных путях России функционирует 67 портов (по данным с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта).

Материально-техническая база портов разнообразна и включает сооружения, обеспечивающие безопасность стоянки и движения судов в портах (молы, волноломы, подходные каналы), причалы, на которых производятся погрузочно-разгрузочные работы, перегрузочное оборудование (краны, авто- и электропогрузчики), склады (крытые и открытые), железнодорожные пути, портовый флот (буксиры, катера), ремонтные мастерские, бункеровочные базы, средства связи и т.д.

В аналитическом отчете используются следующие понятия:

порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта);

портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;

 услуги, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - услуги в морском порту) - услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;

владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;

морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;

оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;

погрузочно-разгрузочные работы – комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. Традиционно такие работы применяются для погрузки или выгрузки грузов, вручную или при помощи специализированной техники.

В качестве основных технических характеристик показателей услуг по погрузке-выгрузке грузов принимаются:

функциональное назначение причала;

технические характеристики услуги;

требуемое технологическое оснащение причала (наличие перегрузочного оборудования, кранов и др.).

Порядок хранения груза в портах отправления и назначения устанавливается правилами перевозок грузов.

перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта;

пользователи услугами, оказание которых осуществляется в морском порту - грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица;

Важной экономической характеристикой является цена предоставления данных услуг.

Иные понятия, в том числе: взаимозаменяемые товары; товарный рынок; хозяйствующий субъект и т.д. используются в значениях, данных в основных понятиях статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При определении услуги устанавливается ее принадлежность к классификационной группе с использованием действующего общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), рассматриваемая услуга относится к разделу Н коду 50.20 «Деятельность морского грузового транспорта». Эта группировка включает: перевозку грузов в морских и прибрежных водах, осуществляемую по расписанию либо не по расписанию, перевозку грузов на несамоходных судах методом буксировки или толкания, а также буксировку крупногабаритных объектов (например, нефтяных платформ). Эта группировка также включает: аренду судов с экипажем, предназначенных для эксплуатации в морских и прибрежных водах, для перевозки грузов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе оказывающих услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством утвержден Постановлением ФЭК РФ от 05.08.2003 № 61-т/1 «Об изменении регистрационных номеров организаций, включенных в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте».

С точки зрения потенциального потребителя услуг, хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в портах, такие услуги реализуют единую функцию – перегрузка груза с водных видов транспорта на причалы порта или с причалов порта на водные транспортные средства, хранение груза в портах отправления и назначения и не имеют товара – заменителя.

Учитывая вышеизложенное, продуктовыми границами рынка будут являться погрузка и выгрузка грузов в портах Чукотского автономного округа.

 

4.    Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке  определение географических границ товарного рынка заключается в определении территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ товарного рынка услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов необходимо придерживаться бассейнового принципа. Согласно приказу ФСТ России от 20.12.2007 № 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации», морские порта Чукотского автономного округа находятся в пределах Арктического бассейна.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В целях настоящего анализа в состав поставщиков услуг по погрузке и выгрузке грузов в портах на территории Чукотского автономного округа, включаются хозяйствующие субъекты, оказывавшие такие услуги в анализируемый период времени.

Таблица 1. Состав хозяйствующих субъектов,

действующих на рассматриваемом товарном рынке

№ п/п

Наименование организации, форма собственности

ФИО руководителя

Контакты

Адрес электронной почты

1

ОАО «Анадырский морской порт» Погрузочно – разгрузочный комплекс/ППК Анадырь

Тюхтий Виктор Анатольевич (генеральный директор)

689000, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 73

Тел: (42722)2-03-42

Факс: (42722)2-62-31

morport@chukotka.ru

2

ОАО «Анадырский морской порт» ППК Беринговский

Тюхтий Виктор Анатольевич (генеральный директор)

689101, Чукотский АО, Беринговский район, п. Беринговский, ул. Набережная, д. 8

Тел: (42733)3-24-85; 3-15-24;

Факс: (42733) 3-32-06

seaport@chukotka.ru

3

ОАО «Анадырский морской порт» ППК Провидения

Тюхтий Виктор Анатольевич (генеральный директор)

689251, Чукотский АО, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева, д. 10

Тел: (42735)2-22-35; 2-23-93;

Факс: (42735)2-21-35

prvmorport@mail.ru

4

НАО «Морской порт Эгвекинот» (находится на стадии ликвидации)

Подорожный Виктор Геннадьевич (директор)

689202, Чукотский АО, Иультинский район, п. Эгвекинот, ул. Портовая, д. 1

Тел: (42734)2-32-32

Факс: (42734)2-22-42

OAOMREgvekinot@mail.ru

5

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

Белинский Вадим Васильевич (генеральный директор)

689400, Чукотский АО, г. Певек, ул. Полярная, д. 5

Тел: (42737)4-24-73; 4-24-63;

Факс: (42737)4-25-51

wolna@chukotka.ru

 

По информации, предоставленной ОАО «Анадырский морской порт», ОАО «Анадырский морской порт» ППК Анадырь, ОАО «Анадырский морской порт» ППК Беринговский, ОАО «Анадырский морской порт» ППК Провидения, входят в одну группу лиц ОАО «Анадырский морской порт». С 01 февраля 2017 года был создан производственно-перегрузочный комплекс п. Эгвекинот (ППК Эгвекинот), деятельность которого относится к ОАО «Анадырский морской порт» на базе НАО «Морпорт Эгвекинот».

В настоящий момент НАО «Морпорт Эгвекинот» находится на стадии ликвидации.

Так как для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке определяется также принадлежность к группе лиц. Хозяйствующие субъекты, действующие на данном рынке и составляющие группу лиц, рассматриваются как один хозяйствующий субъект.

При проведении анализа были учтены производственные мощности порта, выращенные в оснащенности портов необходимым оборудованием и недвижимым имуществом (в том числе причалами, швартовыми стенками, складскими помещениями и площадками, кранами и т.д.).

 

 

 

Таблица 2. Фактические мощности порта (загрузка)

Стивидор

Пропускная способность (тыс. тонн в год)

Фактическая пропускная способность (тыс. тонн в год)

Количество причалов

Длина причального фронта

Глубина причалов, м

ОАО «Анадырский морской порт»

ППК Анадырь

100

10

Причал №1

180

2-2,75

-

-

Причал №5

65

1,7

35 тыс.пасс.

30

Причал №7

56

4

10

5

Причал № 10

402

10,3

10

6

Причал №11

107

2,5-6,4

200

40

Причал №12

131

8

700

120

Причал №13

131

8

-

-

Причал Речной

85

2-2,5

-

-

Слип

96

1-6,0

ППК Беринговский

600

400

Угольный пирс

299

3,3

-

-

Оградительный

мол

325

3,3

10

6,6

Причалы генгрузов 3,4,5

175,7

3,3

ППК Провидения

10

5

Причал № 1

146,9

10-13

100

15

База приема лихтеров

62

10

-

-

Удлинение базы приема лихтеров

126,4

10

ППК Эгвекинот (сведения с 01 февраля 2017 года)

-

-

Пирс

295

9,3

100

87,1

Причал приема лихтеровозов

275,3

4,8-8,6

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

350

280

3

500

7,8-9,3

НАО «Морской порт Эгвекинот»

150

122,5

4

575,02

10,15; 10,15; 8,1; 2,82

 

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

В соответствии с п. 6.1 Порядка основным показателем для расчета товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке, который может использоваться как в  натуральном, так и в стоимостном выражении.

Расчет объема услуг по перевалке грузов и долей хозяйствующих субъектов осуществляется на основании показателей объема товара в соответствии с заключенными договорами, то есть объема переваленных грузов за рассматриваемый период времени, исчисляемый в натуральном выражении (тонны).

Таблица 3. Расчет объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Объем перевалки

Наименование хозяйствующего субъекта

2016

(тыс. тонн)

2017

(тыс. тонн)

1 п.2018

(тыс. тонн)

Доля %

2016

Доля %

2017

Доля % 2018

ОАО «Анадырский морской порт»

250,6

493,5

40,7

41

63

100

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

231,1

288,4

0,0

38

37

0

АО «Морской порт Эгвекинот»

123,7

-

-

21

-

-

 

Количественные показатели, характеризующие структуру данного рынка (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами.

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

При рассмотрении рынка услуг в морских портах рассматривается показатель – коэффициент рыночной концентрации (CRn), который рассчитывается как процентное отношение реализации услуг определенным количеством крупнейших хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке к общему объему реализации услуг на данном рынке.

В период 2016 – первое полугодие 2018 г. на анализируемом товарном рынке осуществляли деятельность 3 (три) хозяйствующих субъекта, ОАО «Анадырский морской порт» и ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек», НАО «Морской порт Эгвекинот».

В конце 2016 года НАО «Морской порт Эгвекинот» прекратил свою деятельность на рынке услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах. В настоящий момент НАО «Морской порт Эгвекинот» находится на стадии ликвидации.

С 01 февраля 2017 года был создан производственно-перегрузочный комплекс п. Эгвекинот (ППК Эгвекинот), деятельность которого относится к ОАО «Анадырский морской порт» на базе НАО «Морской порт Эгвекинот».

Уровень концентрации рынка услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах на территории Чукотского автономного округа высокий, так как:

 

Таблица 4. Определение уровня

концентрации товарного рынка

Показатели рыночной концентрации на рынках услуг по перевалке (вид груза) в границах Арктического бассейна

CR1

CR3

CR2

CR2

HHI

2016

2017

1 п. 2018

2016

2017

1 п. 2018

2016

2017

1 п. 2018

41

63

100

100

100

100

3566

5338

10000

 

 

Исследуемый рынок относится к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией, а потому высококонцентрированный.

8. Барьеры  входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке. На рассматриваемом рынке присутствуют следующие барьеры:

    Экономические:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- большой экономический потенциал существующих организаций в сфере погрузо-разгрузочных работ, способных при наличии спроса без особых затрат значительно увеличить объемы производства (эффект масштаба производства);

- необходимость больших инвестиций на создание инфраструктуры для осуществления услуг по транспортной обработке грузов в портах, большой срок окупаемости инвестиций.

2. Административные:

- необходимость получения лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

- препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

- экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

1. Рынок услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах  на территории Чукотского автономного округа в исследуемом периоде относится к высококонцентрированному типу с неразвитой конкуренцией.

2. Дополнительно сообщаем, в 2016 – первом полугодии 2018 г. дела о нарушении антимонопольного законодательства на рынке услуг по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах  Чукотским УФАС России не возбуждались.

 

Приложение:

Письма хозяйствующих субъектов, на ____ л., в 1 экз.;

Анкеты для исследования состояния конкуренции на портах Российоской1 Федерации, на ___ л. в 1 экз.