Решение по жалобе ООО "АВИАЛ ДВ"

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: Дело № 87/01-56/13
Дата публикации: 18 ноября 2013, 17:29

РЕШЕНИЕ № 87/01-56/13

18 ноября 2013 г.                                                                                                       г. Анадырь

Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2013 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:(...), в присутствии представителя заявителя ООО «Авиал ДВ» (...) по доверенности 27 АА 0529097 от 16.07.2013года,

в отсутствие представителя заказчика, извещенного надлежащим образом, и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Авиал ДВ»  (далее - ООО «Авиал ДВ», Общество)  на нарушение Государственным унитарным предприятием Чукотского автономного округа «Чукотснаб» (далее – ГУП ЧАО «Чукотснаб», Заказчик) при проведении запроса предложений (далее – Запрос предложений) на право заключить договор об оказании услуг по перевозке авиакеросина ТС-1 автомобильным транспортом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 08 ноября 2013 года поступила жалоба ООО «Авиал ДВ», находящегося по адресу: 680009, г. Хабаровск, Проспект 60 лет Октября, 180 (далее - Заявитель, Общество), на нарушение антимонопольного законодательства при проведении ГУП ЧАО «Чукотснаб» запроса предложений № 31300647505.

В соответствии с полномочиями помимо Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», антимонопольный орган рассматривает поступившие заявления и жалобы:

1. В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) – о нарушении антимонопольного законодательства;

2. В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг:

- в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ - на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее – Порядок № 17/03) - действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

Жалоба ООО «Авиал ДВ» указывает на нарушение антимонопольного законодательства, выраженного в виде ограничения конкуренции, а по сути, является жалобой на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, при этом, несоответствующей требованиям, установленным частью 10 статьи 10 Закона № 223-ФЗ.

В связи с тем, что довольно часто лица, направляющие заявления (жалобы) в антимонопольный орган не знают порядка и правил их подачи, Чукотским УФАС России было принято решение о принятии жалобы к рассмотрению, жалоба была размещена на сайте Чукотского УФАС России, и 11.11.2013г., направлены  уведомления Предприятию и Обществу.

В соответствии с уведомлением ГУП ЧАО «Чукотснаб» 12.11.2013г. предоставил пакет документов и информировал о том, что запрос предложений № 282 по решению Заказчика отменен.

По причине отмены Заказчиком спорного запроса предложений у Чукотского УФАС России отпала необходимость устанавливать наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению в соответствии со статьей 44 Закона № 135-ФЗ, в связи с тем, что в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона № 135-ФЗ Комиссия обязана прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

По мнению ООО «Авиал ДВ» в Запросе предложений Заказчик допустил следующие нарушения антимонопольного законодательства:

- установленный критерий оценки заявок «квалификация участника», предусматривающий оценку опыта аналогичных работ за 2011 и 2012 гг. направлен на ограничение конкуренции, создание необоснованных преимуществ для конкретных организаций - Считаем, что указанный критерий установлен с целью обеспечения победы конкретным участникам - ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда»;

- незаконно установлен объем не менее 80 % от предполагаемого к перевозке по данному Запросу предложений, который будет учитываться для оценки опыта перевозки (данный критерий установлен с целью обеспечения победы конкретным участникам - ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда»);

- установлен необоснованный и незаконный критерий оценки «срок оказания услуг», согласно которому, чем меньше срок оказания услуг, тем выше балл, в связи с тем, что для ГУП ЧАО «Чукотснаб» отсутствует срочная потребность в поставке указанного объема топлива в кратчайшие сроки;

- незаконно введена процедура переторжки, в связи с тем, что отсутствуют критерии определения «завышенной» цены, а также, установленное в пункте 2 части 11 Запроса предложений право Закупочной комиссии принимать решение о проведении процедуры переторжки прямо противоречит Положению о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее – Положение о закупке) (данная процедура введена в интересах ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда»);

Положению о закупке, так как устанавливает нелепые основания переторжки - завышенная цена, притом, что максимальная цена определена;

- в Запросе предложений оценка по критерию «Квалификация участника» незаконно установлена в размере 2 баллов каждой заявке за имеющийся у участника опыт оказания аналогичного вида услуг, что противоречит Положению о закупке (подпункт «д» пункта 6 Приложения к Положению о закупке).

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Комиссия не приняла во внимание доводы представителя Общества о том,  что критерии в Запросе предложений установлены Заказчиком с целью обеспечения победы конкретным участникам - ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда», в связи с тем, что Запрос предложений проводится для неопределенного круга лиц, а не среди трех участников.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В связи с отменой ГУП ЧАО «Чукотснаб» Запроса предложений Комиссия не рассматривает несоответствие требований, установленных в Запросе предложений и Положении о закупке.

В ходе заседания Комиссии представитель Общества поддержал заявленные требования о нарушениях антимонопольного законодательства и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии Письма ФАС России от 24.08.2012 № ПС/27706 «О рассмотрении обращения по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Письмо ФАС России) в котором жирным шрифтом выделил фразу о том, что «…в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом».

Ходатайство о приобщении к материалам дела копии Письма ФАС России  Комиссия удовлетворила, с мнением представителя Общества об однородности действий Заказчика и действий, отраженных в Письме ФАС России не согласилась по следующим причинам:

Запрос предложений представляет собой процедуру исследования рыночных предложений и выбора поставщика, при которой комиссия по размещению закупки по результатам рассмотрения предложений поставщиков на основании критериев и порядка оценки, установленных в тексте Запроса предложений, осуществляет отбор участника, предложившего лучшие условия выполнения договора на поставку продукции. По своей правовой природе Запрос предложений не является ни проведением торгов, ни проведением запроса котировок. Статья 17 Закона № 135-ФЗ устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, следовательно, не может быть применима к Запросу предложений.

В соответствии с Порядком № 17/03 участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке, является исчерпывающим. Указанных нарушений ГУП ЧАО «Чукотснаб» допущено не было.

На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 21 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг утвержденного приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Авиал ДВ», находящегося по адресу: 680009, г. Хабаровск, Проспект 60 лет Октября, 180, на действия заказчика - Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотснаб», при проведении запроса предложений на право заключить договор об оказании услуг по перевозке авиакеросина ТС-1 автомобильным транспортом, необоснованной.

stdClass Object ( [vid] => 7226 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе ООО "АВИАЛ ДВ" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7226 [type] => solution [language] => ru [created] => 1384753118 [changed] => 1384753118 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1384753118 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 87/01-56/13

18 ноября 2013 г.                                                                                                       г. Анадырь

Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2013 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:(...), в присутствии представителя заявителя ООО «Авиал ДВ» (...) по доверенности 27 АА 0529097 от 16.07.2013года,

в отсутствие представителя заказчика, извещенного надлежащим образом, и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Авиал ДВ»  (далее - ООО «Авиал ДВ», Общество)  на нарушение Государственным унитарным предприятием Чукотского автономного округа «Чукотснаб» (далее – ГУП ЧАО «Чукотснаб», Заказчик) при проведении запроса предложений (далее – Запрос предложений) на право заключить договор об оказании услуг по перевозке авиакеросина ТС-1 автомобильным транспортом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 08 ноября 2013 года поступила жалоба ООО «Авиал ДВ», находящегося по адресу: 680009, г. Хабаровск, Проспект 60 лет Октября, 180 (далее - Заявитель, Общество), на нарушение антимонопольного законодательства при проведении ГУП ЧАО «Чукотснаб» запроса предложений № 31300647505.

В соответствии с полномочиями помимо Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», антимонопольный орган рассматривает поступившие заявления и жалобы:

1. В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) – о нарушении антимонопольного законодательства;

2. В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг:

- в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ - на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее – Порядок № 17/03) - действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

Жалоба ООО «Авиал ДВ» указывает на нарушение антимонопольного законодательства, выраженного в виде ограничения конкуренции, а по сути, является жалобой на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, при этом, несоответствующей требованиям, установленным частью 10 статьи 10 Закона № 223-ФЗ.

В связи с тем, что довольно часто лица, направляющие заявления (жалобы) в антимонопольный орган не знают порядка и правил их подачи, Чукотским УФАС России было принято решение о принятии жалобы к рассмотрению, жалоба была размещена на сайте Чукотского УФАС России, и 11.11.2013г., направлены  уведомления Предприятию и Обществу.

В соответствии с уведомлением ГУП ЧАО «Чукотснаб» 12.11.2013г. предоставил пакет документов и информировал о том, что запрос предложений № 282 по решению Заказчика отменен.

По причине отмены Заказчиком спорного запроса предложений у Чукотского УФАС России отпала необходимость устанавливать наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению в соответствии со статьей 44 Закона № 135-ФЗ, в связи с тем, что в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона № 135-ФЗ Комиссия обязана прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

По мнению ООО «Авиал ДВ» в Запросе предложений Заказчик допустил следующие нарушения антимонопольного законодательства:

- установленный критерий оценки заявок «квалификация участника», предусматривающий оценку опыта аналогичных работ за 2011 и 2012 гг. направлен на ограничение конкуренции, создание необоснованных преимуществ для конкретных организаций - Считаем, что указанный критерий установлен с целью обеспечения победы конкретным участникам - ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда»;

- незаконно установлен объем не менее 80 % от предполагаемого к перевозке по данному Запросу предложений, который будет учитываться для оценки опыта перевозки (данный критерий установлен с целью обеспечения победы конкретным участникам - ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда»);

- установлен необоснованный и незаконный критерий оценки «срок оказания услуг», согласно которому, чем меньше срок оказания услуг, тем выше балл, в связи с тем, что для ГУП ЧАО «Чукотснаб» отсутствует срочная потребность в поставке указанного объема топлива в кратчайшие сроки;

- незаконно введена процедура переторжки, в связи с тем, что отсутствуют критерии определения «завышенной» цены, а также, установленное в пункте 2 части 11 Запроса предложений право Закупочной комиссии принимать решение о проведении процедуры переторжки прямо противоречит Положению о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее – Положение о закупке) (данная процедура введена в интересах ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда»);

Положению о закупке, так как устанавливает нелепые основания переторжки - завышенная цена, притом, что максимальная цена определена;

- в Запросе предложений оценка по критерию «Квалификация участника» незаконно установлена в размере 2 баллов каждой заявке за имеющийся у участника опыт оказания аналогичного вида услуг, что противоречит Положению о закупке (подпункт «д» пункта 6 Приложения к Положению о закупке).

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Комиссия не приняла во внимание доводы представителя Общества о том,  что критерии в Запросе предложений установлены Заказчиком с целью обеспечения победы конкретным участникам - ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда», в связи с тем, что Запрос предложений проводится для неопределенного круга лиц, а не среди трех участников.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В связи с отменой ГУП ЧАО «Чукотснаб» Запроса предложений Комиссия не рассматривает несоответствие требований, установленных в Запросе предложений и Положении о закупке.

В ходе заседания Комиссии представитель Общества поддержал заявленные требования о нарушениях антимонопольного законодательства и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии Письма ФАС России от 24.08.2012 № ПС/27706 «О рассмотрении обращения по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Письмо ФАС России) в котором жирным шрифтом выделил фразу о том, что «…в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом».

Ходатайство о приобщении к материалам дела копии Письма ФАС России  Комиссия удовлетворила, с мнением представителя Общества об однородности действий Заказчика и действий, отраженных в Письме ФАС России не согласилась по следующим причинам:

Запрос предложений представляет собой процедуру исследования рыночных предложений и выбора поставщика, при которой комиссия по размещению закупки по результатам рассмотрения предложений поставщиков на основании критериев и порядка оценки, установленных в тексте Запроса предложений, осуществляет отбор участника, предложившего лучшие условия выполнения договора на поставку продукции. По своей правовой природе Запрос предложений не является ни проведением торгов, ни проведением запроса котировок. Статья 17 Закона № 135-ФЗ устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, следовательно, не может быть применима к Запросу предложений.

В соответствии с Порядком № 17/03 участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке, является исчерпывающим. Указанных нарушений ГУП ЧАО «Чукотснаб» допущено не было.

На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 21 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг утвержденного приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Авиал ДВ», находящегося по адресу: 680009, г. Хабаровск, Проспект 60 лет Октября, 180, на действия заказчика - Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотснаб», при проведении запроса предложений на право заключить договор об оказании услуг по перевозке авиакеросина ТС-1 автомобильным транспортом, необоснованной.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 87/01-56/13

18 ноября 2013 г.                                                                                                       г. Анадырь

Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2013 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:(...), в присутствии представителя заявителя ООО «Авиал ДВ» (...) по доверенности 27 АА 0529097 от 16.07.2013года,

в отсутствие представителя заказчика, извещенного надлежащим образом, и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Авиал ДВ»  (далее - ООО «Авиал ДВ», Общество)  на нарушение Государственным унитарным предприятием Чукотского автономного округа «Чукотснаб» (далее – ГУП ЧАО «Чукотснаб», Заказчик) при проведении запроса предложений (далее – Запрос предложений) на право заключить договор об оказании услуг по перевозке авиакеросина ТС-1 автомобильным транспортом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 08 ноября 2013 года поступила жалоба ООО «Авиал ДВ», находящегося по адресу: 680009, г. Хабаровск, Проспект 60 лет Октября, 180 (далее - Заявитель, Общество), на нарушение антимонопольного законодательства при проведении ГУП ЧАО «Чукотснаб» запроса предложений № 31300647505.

В соответствии с полномочиями помимо Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», антимонопольный орган рассматривает поступившие заявления и жалобы:

1. В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) – о нарушении антимонопольного законодательства;

2. В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг:

- в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ - на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее – Порядок № 17/03) - действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок.

Жалоба ООО «Авиал ДВ» указывает на нарушение антимонопольного законодательства, выраженного в виде ограничения конкуренции, а по сути, является жалобой на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, при этом, несоответствующей требованиям, установленным частью 10 статьи 10 Закона № 223-ФЗ.

В связи с тем, что довольно часто лица, направляющие заявления (жалобы) в антимонопольный орган не знают порядка и правил их подачи, Чукотским УФАС России было принято решение о принятии жалобы к рассмотрению, жалоба была размещена на сайте Чукотского УФАС России, и 11.11.2013г., направлены  уведомления Предприятию и Обществу.

В соответствии с уведомлением ГУП ЧАО «Чукотснаб» 12.11.2013г. предоставил пакет документов и информировал о том, что запрос предложений № 282 по решению Заказчика отменен.

По причине отмены Заказчиком спорного запроса предложений у Чукотского УФАС России отпала необходимость устанавливать наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению в соответствии со статьей 44 Закона № 135-ФЗ, в связи с тем, что в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона № 135-ФЗ Комиссия обязана прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

По мнению ООО «Авиал ДВ» в Запросе предложений Заказчик допустил следующие нарушения антимонопольного законодательства:

- установленный критерий оценки заявок «квалификация участника», предусматривающий оценку опыта аналогичных работ за 2011 и 2012 гг. направлен на ограничение конкуренции, создание необоснованных преимуществ для конкретных организаций - Считаем, что указанный критерий установлен с целью обеспечения победы конкретным участникам - ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда»;

- незаконно установлен объем не менее 80 % от предполагаемого к перевозке по данному Запросу предложений, который будет учитываться для оценки опыта перевозки (данный критерий установлен с целью обеспечения победы конкретным участникам - ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда»);

- установлен необоснованный и незаконный критерий оценки «срок оказания услуг», согласно которому, чем меньше срок оказания услуг, тем выше балл, в связи с тем, что для ГУП ЧАО «Чукотснаб» отсутствует срочная потребность в поставке указанного объема топлива в кратчайшие сроки;

- незаконно введена процедура переторжки, в связи с тем, что отсутствуют критерии определения «завышенной» цены, а также, установленное в пункте 2 части 11 Запроса предложений право Закупочной комиссии принимать решение о проведении процедуры переторжки прямо противоречит Положению о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее – Положение о закупке) (данная процедура введена в интересах ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда»);

Положению о закупке, так как устанавливает нелепые основания переторжки - завышенная цена, притом, что максимальная цена определена;

- в Запросе предложений оценка по критерию «Квалификация участника» незаконно установлена в размере 2 баллов каждой заявке за имеющийся у участника опыт оказания аналогичного вида услуг, что противоречит Положению о закупке (подпункт «д» пункта 6 Приложения к Положению о закупке).

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Комиссия не приняла во внимание доводы представителя Общества о том,  что критерии в Запросе предложений установлены Заказчиком с целью обеспечения победы конкретным участникам - ООО «Заполярье» и ЗАО «АС «Полярная звезда», в связи с тем, что Запрос предложений проводится для неопределенного круга лиц, а не среди трех участников.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В связи с отменой ГУП ЧАО «Чукотснаб» Запроса предложений Комиссия не рассматривает несоответствие требований, установленных в Запросе предложений и Положении о закупке.

В ходе заседания Комиссии представитель Общества поддержал заявленные требования о нарушениях антимонопольного законодательства и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии Письма ФАС России от 24.08.2012 № ПС/27706 «О рассмотрении обращения по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Письмо ФАС России) в котором жирным шрифтом выделил фразу о том, что «…в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом».

Ходатайство о приобщении к материалам дела копии Письма ФАС России  Комиссия удовлетворила, с мнением представителя Общества об однородности действий Заказчика и действий, отраженных в Письме ФАС России не согласилась по следующим причинам:

Запрос предложений представляет собой процедуру исследования рыночных предложений и выбора поставщика, при которой комиссия по размещению закупки по результатам рассмотрения предложений поставщиков на основании критериев и порядка оценки, установленных в тексте Запроса предложений, осуществляет отбор участника, предложившего лучшие условия выполнения договора на поставку продукции. По своей правовой природе Запрос предложений не является ни проведением торгов, ни проведением запроса котировок. Статья 17 Закона № 135-ФЗ устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, следовательно, не может быть применима к Запросу предложений.

В соответствии с Порядком № 17/03 участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке, является исчерпывающим. Указанных нарушений ГУП ЧАО «Чукотснаб» допущено не было.

На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 21 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг утвержденного приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Авиал ДВ», находящегося по адресу: 680009, г. Хабаровск, Проспект 60 лет Октября, 180, на действия заказчика - Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотснаб», при проведении запроса предложений на право заключить договор об оказании услуг по перевозке авиакеросина ТС-1 автомобильным транспортом, необоснованной.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 87/01-56/13 [format] => [safe_value] => Дело № 87/01-56/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 61 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 61 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-18 05:29:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-13 03:00:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1384753118 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чукотское УФАС России )