Решение и Предписание пл делу № 18/04–01/12

Номер дела: Дело № 18/04–01/12
Дата публикации: 2 ноября 2012, 10:06

 

РЕШЕНИЕ

02.11.2012 г.                                                                                                                         г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 01.11.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 02.11.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 18/04–01/12 по признакам нарушения Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, адрес местонахождения: 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Отке, 3, требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии:

Представителей ответчика:

- (…), и.о. начальника Департамента Чукотского автономного округа;

- (…), по доверенности № 01-13/24 от 31.10.2012 г.,

УСТАНОВИЛА:

Единая Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) при рассмотрении жалобы ЗАО ИВЦ ИНСОФТ на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Управления государственного заказа Чукотского автономного округа (далее – Управление, Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку и сопровождение программного обеспечения по учету льготных категорий граждан, предоставления мер социальной поддержки (назначение и выплата) отдельным категориям граждан (далее – Аукцион) для нужд Главного управления социальной поддержки населения Департамента социальной политики Чукотского автономного округа (далее – Департамент, Заказчик) и проведения внеплановой проверки, в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) установила факт рассмотрения Департаментом заявок участников аукциона в электронной форме и направления письма (исх. № 01-29/3699 от 01.10.2012 г.) за подписью руководителя в Уполномоченный орган с просьбой отказать в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа, подавшему заявку с порядковым номером 3491589 в связи с несоответствием требованиям документации.

В ходе рассмотрения дела № 18/04–01/12 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Часть 2 статьи 4 Закона о размещении заказов определяет что, в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом, государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 14.04.2010 г.     № 118 «Об образовании Управления государственного заказа Чукотского автономного округа» создан Уполномоченный орган в целях реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и в целях совершенствования порядка и повышения эффективности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чукотского автономного округа и определен Порядок взаимодействия Управления государственного заказа Чукотского автономного округа и государственных заказчиков, а также иных заказчиков Чукотского автономного округа в сфере размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – Порядок № 118), действие которого распространяется на исполнительные органы государственной власти Чукотского автономного округа (п. 1 Порядка № 118).

Порядок № 118 не предусматривает предоставление права Заказчику рассматривать заявки и давать рекомендации Уполномоченному органу о соответствии либо несоответствии участников торгов требованиям аукционной документации.

 Согласно пункту 1 Положения об Управлении государственного заказа Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 14.04.2010 № 119 (далее – Положение № 119), Управление является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным на осуществление функций в сфере организации и проведения торгов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений, предварительного отбора участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также функции по предоставлению государственных услуг в указанной сфере деятельности.

Основными задачами Управления являются (пункт 1 Раздела 2 Положения № 119):

1) создание и обеспечение функционирования единой системы проведения конкурсов и открытых аукционов в электронной форме (далее - торги) при реализации государственных полномочий Чукотского автономного округа в сфере размещения заказа;

2) приведение к единым требованиям всех процедур и регламентов подготовки и проведения торгов в рамках федерального законодательства и законодательства Чукотского автономного округа;

3) обеспечение открытости и гласности процедур проведения торгов;

4) обеспечение законных прав и интересов участников торгов, а также экономических интересов Чукотского автономного округа;

5) развитие добросовестной конкуренции;

6) противодействие коррупции при размещении государственного заказа.

В соответствии с возложенными задачами Управлению определены функции, в том числе по принятию решения о способе размещения заказа и требованиях, предъявляемых к участникам размещения заказа (абз. «б» п.п. 1 п. 2 Положения № 119), обеспечивает деятельность конкурсных и аукционных комиссий, создаваемых для выполнения функций по размещению заказа (абз. «з» п.п. 1 п. 2 Положения № 119).

Уполномоченным органом, на основании приказа по Управлению от 03.08.2012 года № 330, было размещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому дата окончания срока рассмотрения заявок назначена - 01.10.2012; дата проведения открытого аукциона в электронной форме – 04.10.2012.

Согласно Положению о Департаменте социальной политики Чукотского автономного округа, утвержденном постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 28 августа 2009 г. № 248 (далее – Положение № 248), Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа, проводящим единую государственную политику, регулирование и управление в области социального обеспечения и социальной защиты населения, здравоохранения, занятости населения а также координирующим в этих сферах деятельность всех исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа. Координация деятельности в сфере государственных закупок Положением № 248 не предусмотрена.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 01.10.2012 № 613-ОАЭФ к сроку подачи заявок было представлено 2 заявки, одну из которых Департамент рекомендовал Уполномоченному органу отклонить.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О Защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Комиссией не принят во внимание довод Департамента о том, что «на основании части 3 статьи 12 Закона о размещении заказов заказчику дано право запрашивать у соответствующих органов и организаций сведения о проведении ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, о принятии арбитражным судом решения о признании такого участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о наличии задолженностей такого участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб, а в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, указанное в части 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, - о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, об акте приемки объекта капитального строительства, предоставляемом при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», в связи с тем, что указанное право дано заказчику в случае, если он сам осуществляет процедуру проведения торгов, а также по причине, что данная статья не имеет отношения к незаконному вмешательству Департамента в деятельность Уполномоченного органа с рекомендациями об ограничении участников торгов.     

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Департамента социальной политики Чукотского автономного округа, являющегося центральным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нарушения требований пункта 5 части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Департамента социальной политики Чукотского автономного округа нарушающими антимонопольное законодательство, в части требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Департамента социальной политики Чукотского автономного округа предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11/04-01/12

02 ноября 2012 г.                                                                                                                     г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего Решения от 01.11.2012 года по делу № 18/04–02/12 о нарушении Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, адрес местонахождения: 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Отке, 3,  требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа, адрес местонахождения: 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Отке, 3, в срок до 15 ноября 2012 г. - прекратить нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1. Провести анализ действий сотрудников по вопросу недопущения незаконного вмешательства в деятельность Управления государственного заказа Чукотского автономного округа при проведении торгов.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

stdClass Object ( [vid] => 6992 [uid] => 5 [title] => Решение и Предписание пл делу № 18/04–01/12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6992 [type] => solution [language] => ru [created] => 1351807929 [changed] => 1368703156 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703156 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

02.11.2012 г.                                                                                                                         г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 01.11.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 02.11.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 18/04–01/12 по признакам нарушения Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, адрес местонахождения: 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Отке, 3, требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии:

Представителей ответчика:

- (…), и.о. начальника Департамента Чукотского автономного округа;

- (…), по доверенности № 01-13/24 от 31.10.2012 г.,

УСТАНОВИЛА:

Единая Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) при рассмотрении жалобы ЗАО ИВЦ ИНСОФТ на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Управления государственного заказа Чукотского автономного округа (далее – Управление, Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку и сопровождение программного обеспечения по учету льготных категорий граждан, предоставления мер социальной поддержки (назначение и выплата) отдельным категориям граждан (далее – Аукцион) для нужд Главного управления социальной поддержки населения Департамента социальной политики Чукотского автономного округа (далее – Департамент, Заказчик) и проведения внеплановой проверки, в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) установила факт рассмотрения Департаментом заявок участников аукциона в электронной форме и направления письма (исх. № 01-29/3699 от 01.10.2012 г.) за подписью руководителя в Уполномоченный орган с просьбой отказать в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа, подавшему заявку с порядковым номером 3491589 в связи с несоответствием требованиям документации.

В ходе рассмотрения дела № 18/04–01/12 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Часть 2 статьи 4 Закона о размещении заказов определяет что, в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом, государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 14.04.2010 г.     № 118 «Об образовании Управления государственного заказа Чукотского автономного округа» создан Уполномоченный орган в целях реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и в целях совершенствования порядка и повышения эффективности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чукотского автономного округа и определен Порядок взаимодействия Управления государственного заказа Чукотского автономного округа и государственных заказчиков, а также иных заказчиков Чукотского автономного округа в сфере размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – Порядок № 118), действие которого распространяется на исполнительные органы государственной власти Чукотского автономного округа (п. 1 Порядка № 118).

Порядок № 118 не предусматривает предоставление права Заказчику рассматривать заявки и давать рекомендации Уполномоченному органу о соответствии либо несоответствии участников торгов требованиям аукционной документации.

 Согласно пункту 1 Положения об Управлении государственного заказа Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 14.04.2010 № 119 (далее – Положение № 119), Управление является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным на осуществление функций в сфере организации и проведения торгов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений, предварительного отбора участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также функции по предоставлению государственных услуг в указанной сфере деятельности.

Основными задачами Управления являются (пункт 1 Раздела 2 Положения № 119):

1) создание и обеспечение функционирования единой системы проведения конкурсов и открытых аукционов в электронной форме (далее - торги) при реализации государственных полномочий Чукотского автономного округа в сфере размещения заказа;

2) приведение к единым требованиям всех процедур и регламентов подготовки и проведения торгов в рамках федерального законодательства и законодательства Чукотского автономного округа;

3) обеспечение открытости и гласности процедур проведения торгов;

4) обеспечение законных прав и интересов участников торгов, а также экономических интересов Чукотского автономного округа;

5) развитие добросовестной конкуренции;

6) противодействие коррупции при размещении государственного заказа.

В соответствии с возложенными задачами Управлению определены функции, в том числе по принятию решения о способе размещения заказа и требованиях, предъявляемых к участникам размещения заказа (абз. «б» п.п. 1 п. 2 Положения № 119), обеспечивает деятельность конкурсных и аукционных комиссий, создаваемых для выполнения функций по размещению заказа (абз. «з» п.п. 1 п. 2 Положения № 119).

Уполномоченным органом, на основании приказа по Управлению от 03.08.2012 года № 330, было размещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому дата окончания срока рассмотрения заявок назначена - 01.10.2012; дата проведения открытого аукциона в электронной форме – 04.10.2012.

Согласно Положению о Департаменте социальной политики Чукотского автономного округа, утвержденном постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 28 августа 2009 г. № 248 (далее – Положение № 248), Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа, проводящим единую государственную политику, регулирование и управление в области социального обеспечения и социальной защиты населения, здравоохранения, занятости населения а также координирующим в этих сферах деятельность всех исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа. Координация деятельности в сфере государственных закупок Положением № 248 не предусмотрена.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 01.10.2012 № 613-ОАЭФ к сроку подачи заявок было представлено 2 заявки, одну из которых Департамент рекомендовал Уполномоченному органу отклонить.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О Защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Комиссией не принят во внимание довод Департамента о том, что «на основании части 3 статьи 12 Закона о размещении заказов заказчику дано право запрашивать у соответствующих органов и организаций сведения о проведении ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, о принятии арбитражным судом решения о признании такого участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о наличии задолженностей такого участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб, а в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, указанное в части 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, - о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, об акте приемки объекта капитального строительства, предоставляемом при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», в связи с тем, что указанное право дано заказчику в случае, если он сам осуществляет процедуру проведения торгов, а также по причине, что данная статья не имеет отношения к незаконному вмешательству Департамента в деятельность Уполномоченного органа с рекомендациями об ограничении участников торгов.     

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Департамента социальной политики Чукотского автономного округа, являющегося центральным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нарушения требований пункта 5 части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Департамента социальной политики Чукотского автономного округа нарушающими антимонопольное законодательство, в части требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Департамента социальной политики Чукотского автономного округа предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11/04-01/12

02 ноября 2012 г.                                                                                                                     г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего Решения от 01.11.2012 года по делу № 18/04–02/12 о нарушении Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, адрес местонахождения: 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Отке, 3,  требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа, адрес местонахождения: 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Отке, 3, в срок до 15 ноября 2012 г. - прекратить нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1. Провести анализ действий сотрудников по вопросу недопущения незаконного вмешательства в деятельность Управления государственного заказа Чукотского автономного округа при проведении торгов.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

02.11.2012 г.                                                                                                                         г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 01.11.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 02.11.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 18/04–01/12 по признакам нарушения Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, адрес местонахождения: 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Отке, 3, требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии:

Представителей ответчика:

- (…), и.о. начальника Департамента Чукотского автономного округа;

- (…), по доверенности № 01-13/24 от 31.10.2012 г.,

УСТАНОВИЛА:

Единая Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) при рассмотрении жалобы ЗАО ИВЦ ИНСОФТ на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Управления государственного заказа Чукотского автономного округа (далее – Управление, Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на поставку и сопровождение программного обеспечения по учету льготных категорий граждан, предоставления мер социальной поддержки (назначение и выплата) отдельным категориям граждан (далее – Аукцион) для нужд Главного управления социальной поддержки населения Департамента социальной политики Чукотского автономного округа (далее – Департамент, Заказчик) и проведения внеплановой проверки, в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) установила факт рассмотрения Департаментом заявок участников аукциона в электронной форме и направления письма (исх. № 01-29/3699 от 01.10.2012 г.) за подписью руководителя в Уполномоченный орган с просьбой отказать в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа, подавшему заявку с порядковым номером 3491589 в связи с несоответствием требованиям документации.

В ходе рассмотрения дела № 18/04–01/12 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Часть 2 статьи 4 Закона о размещении заказов определяет что, в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом, государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 14.04.2010 г.     № 118 «Об образовании Управления государственного заказа Чукотского автономного округа» создан Уполномоченный орган в целях реализации заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и в целях совершенствования порядка и повышения эффективности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чукотского автономного округа и определен Порядок взаимодействия Управления государственного заказа Чукотского автономного округа и государственных заказчиков, а также иных заказчиков Чукотского автономного округа в сфере размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – Порядок № 118), действие которого распространяется на исполнительные органы государственной власти Чукотского автономного округа (п. 1 Порядка № 118).

Порядок № 118 не предусматривает предоставление права Заказчику рассматривать заявки и давать рекомендации Уполномоченному органу о соответствии либо несоответствии участников торгов требованиям аукционной документации.

 Согласно пункту 1 Положения об Управлении государственного заказа Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 14.04.2010 № 119 (далее – Положение № 119), Управление является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным на осуществление функций в сфере организации и проведения торгов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений, предварительного отбора участников размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также функции по предоставлению государственных услуг в указанной сфере деятельности.

Основными задачами Управления являются (пункт 1 Раздела 2 Положения № 119):

1) создание и обеспечение функционирования единой системы проведения конкурсов и открытых аукционов в электронной форме (далее - торги) при реализации государственных полномочий Чукотского автономного округа в сфере размещения заказа;

2) приведение к единым требованиям всех процедур и регламентов подготовки и проведения торгов в рамках федерального законодательства и законодательства Чукотского автономного округа;

3) обеспечение открытости и гласности процедур проведения торгов;

4) обеспечение законных прав и интересов участников торгов, а также экономических интересов Чукотского автономного округа;

5) развитие добросовестной конкуренции;

6) противодействие коррупции при размещении государственного заказа.

В соответствии с возложенными задачами Управлению определены функции, в том числе по принятию решения о способе размещения заказа и требованиях, предъявляемых к участникам размещения заказа (абз. «б» п.п. 1 п. 2 Положения № 119), обеспечивает деятельность конкурсных и аукционных комиссий, создаваемых для выполнения функций по размещению заказа (абз. «з» п.п. 1 п. 2 Положения № 119).

Уполномоченным органом, на основании приказа по Управлению от 03.08.2012 года № 330, было размещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому дата окончания срока рассмотрения заявок назначена - 01.10.2012; дата проведения открытого аукциона в электронной форме – 04.10.2012.

Согласно Положению о Департаменте социальной политики Чукотского автономного округа, утвержденном постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 28 августа 2009 г. № 248 (далее – Положение № 248), Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа, проводящим единую государственную политику, регулирование и управление в области социального обеспечения и социальной защиты населения, здравоохранения, занятости населения а также координирующим в этих сферах деятельность всех исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа. Координация деятельности в сфере государственных закупок Положением № 248 не предусмотрена.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 01.10.2012 № 613-ОАЭФ к сроку подачи заявок было представлено 2 заявки, одну из которых Департамент рекомендовал Уполномоченному органу отклонить.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О Защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Комиссией не принят во внимание довод Департамента о том, что «на основании части 3 статьи 12 Закона о размещении заказов заказчику дано право запрашивать у соответствующих органов и организаций сведения о проведении ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, о принятии арбитражным судом решения о признании такого участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о наличии задолженностей такого участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб, а в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, указанное в части 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, - о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, об акте приемки объекта капитального строительства, предоставляемом при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», в связи с тем, что указанное право дано заказчику в случае, если он сам осуществляет процедуру проведения торгов, а также по причине, что данная статья не имеет отношения к незаконному вмешательству Департамента в деятельность Уполномоченного органа с рекомендациями об ограничении участников торгов.     

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Департамента социальной политики Чукотского автономного округа, являющегося центральным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нарушения требований пункта 5 части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Департамента социальной политики Чукотского автономного округа нарушающими антимонопольное законодательство, в части требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Департамента социальной политики Чукотского автономного округа предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11/04-01/12

02 ноября 2012 г.                                                                                                                     г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего Решения от 01.11.2012 года по делу № 18/04–02/12 о нарушении Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, адрес местонахождения: 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Отке, 3,  требований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа, адрес местонахождения: 689000, Чукотский автономный округ, город Анадырь, улица Отке, 3, в срок до 15 ноября 2012 г. - прекратить нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1. Провести анализ действий сотрудников по вопросу недопущения незаконного вмешательства в деятельность Управления государственного заказа Чукотского автономного округа при проведении торгов.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 18/04–01/12 [format] => [safe_value] => Дело № 18/04–01/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 61 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 61 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-01 22:06:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-31 22:06:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1351807929 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чукотское УФАС России )