Решение и Предписание по делу № 17/04–02/12

Номер дела: Дело № 17/04–02/12
Дата публикации: 2 ноября 2012, 09:15

 

РЕШЕНИЕ

01.11.2012 г.                                                                                                                         г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 01.11.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 17/04–02/12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Чукотэнерго», находящимся по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина 35-а, требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии:

Представителей ответчика:

- (…), по генеральной доверенности от 27.09.2012 № 20/53-04-3037,

- (…), по генеральной доверенности от 11.11.2011 № 20/53-04-2929,

УСТАНОВИЛА:

Инспекцией Чукотского УФАС России на основании приказа от 23 августа 2012 года № 82 в период с 03 по 28 сентября 2012 года проведена плановая проверка Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Чукотэнерго» (далее – Общество, ОАО «Чукотэнерго») выборочным методом на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, за период с 2010 по август 2012 года, по результатом которой выявлены признаки создания Обществом дискриминационных условий.

В ходе рассмотрения дела № 17/04–02/12 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Чукотэнерго» нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Согласно пункту 35 главы VIII Государственного контракта № 48 на энергоснабжение для государственных нужд (договор энергоснабжения) от 18.01.2012г., заключенного между ОАО «Чукотэнерго» в лице филиала Северные электрические сети (Энергоснабжающая организация) и Управлением по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариальных контор и юридических консультаций Чукотского АО, определено, что уведомление о выбранном «Потребителем» варианте тарифа для расчетов в предстоящем календарном году, поступившее в «Энергоснабжающую организацию» позднее 01 ноября текущего года, «Энергоснабжающей организацией» не рассматриваются. В этом случае расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по варианту тарифа, действующему в текущем году». В договоре энергоснабжения № 32 от 01.04.2012г., заключенном между ОАО «Чукотэнерго» в лице филиала Северные электрические сети и Отделом вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский», пунктом 35 главы VIII установлено, что уведомление о выбранном «Потребителем» варианте тарифа для расчетов в предстоящем календарном году, поступившее в «Энергоснабжающую организацию» позднее 30 ноября текущего года, «Энергоснабжающей организацией» не рассматриваются. В этом случае расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по варианту тарифа, действующему в текущем году». Таким образом, Управлению по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариальных контор и юридических консультаций Чукотского АО срок для выбора варианта тарифа сокращен на один месяц по сравнению с Отделом вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский».

Согласно подпункту 3.2.6. пункта 3.2. (Обязанности Потребителя) главы 3 Договора энергоснабжения № 97/1 от 05.05.2011г., заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ (Энергоснабжающая организация) и гр. (…) потребитель обязан до 01 ноября текущего года уведомлять «Энергоснабжающую организацию» о выбранном варианте тарифа для расчета за электрическую энергию (мощность) в предстоящем календарном году. При этом, в договорах энергоснабжения обособленного подразделения ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ от 26.04.2011г. № 62/6 (…) и от 25.05.2011г. № 66/6 (…) подпунктом 3.2.6. пункта 3.2. (Обязанности Потребителя) главы 3 Договоров, крайний срок аналогичного обязательства установлен 30 ноября текущего года, кроме того, рассматриваемое обязательство Потребителя в подпункте 3.2.6. пункта 3.2. (Обязанности Потребителя) главы 3 Договора энергоснабжения № 233/3 от 08.12.2011г. заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ (Энергоснабжающая организация) и гр.(...) изложено в следующей редакции: Потребитель обязан «Уведомлять «Энергоснабжающую организацию» о выбранном варианте тарифа для расчета за электрическую энергию (мощность) в предстоящем календарном году не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу тарифов на электрическую энергию (с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в договор энергоснабжения). При отсутствии такого уведомления (невнесения соответствующих изменений в договор) расчет за электрическую энергию производится по варианту тарифа, действовавшему в период предшествующий расчетному».

Согласно пункту 26 главы V «Порядок расчета стоимости и оплаты энергоресурсов и соответствующих услуг» государственного контракта от 13.02.2012г. № 10 на энергоснабжение для государственных нужд, заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ и Федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» - при оплате электрической энергии (мощности) с нарушением сроков, установленных п. 22 государственного контракта, «Потребитель» уплачивает «Энергоснабжающей организации» проценты, начисленные в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Аналогичное условие в Государственном контракте № 1 от 11.01.2010г. на энергоснабжение для государственных нужд заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ (Энергоснабжающая организация) и Открытым акционерным обществом «Оборонэнергосбыт» в пункте 26 главы V изложено в следующей редакции: «При оплате электрической энергии (мощности) с нарушением сроков, установленных п. 22 настоящего государственного контракта, «Потребитель» уплачивает «Энергоснабжающей организации» неустойку в порядке и размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов для государственных нужд».

ОАО «Чукотэнерго» является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль услуг по передаче электрической и тепловой энергии на территории Чукотского автономного округа (Постановление ФЭК от 29 января 1999 г. № 3/6) и, приказом Магаданского УФАС России от 05.02.1998 № 6-р включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей 100 %, в географических границах Чукотского автономного округа, за исключением Чаун-Билибинского узла, следовательно, занимает на указанном рынке доминирующее положение.

На основании этого, на Общество распространяются запреты, налагаемые статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание дискриминационных условий.

В силу пункта 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения является публичным, при этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора.

Часть 1 статьи 10 ГК РФ запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Представители ОАО «Чукотэнерго» признали факт допущенных нарушений антимонопольного законодательства при проведении договорных компаний, создающие дискриминационные условия для отдельных потребителей электрической энергии.

Таким образом, ОАО «Чукотэнерго» при проведении договорных компаний устанавливало потребителям в договорах энергоснабжения различные условия, что ставит одних потребителей в более привилегированное положение по отношению к другим, и является прямым нарушением пункта 8 «создание дискриминационных условий» части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях хозяйствующего субъекта – ОАО «Чукотэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке электрической энергии,  требований пункта 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в создании дискриминационных при проведение договорных компаний на заключение договоров (государственных и муниципальных) контрактов энергоснабжения.

Комиссия, руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Чукотэнерго» нарушающими антимонопольное законодательство, в части требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Чукотэнерго» предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 10/04-02/12

01 ноября 2012 г.                                                                                                                     г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего Решения от 01.11.2012 года по делу № 17/04–02/12 о нарушении Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Чукотэнерго», находящимся по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 35-а,  требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Чукотэнерго», находящемуся по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 35-а, в срок до 15 декабря 2012 г. - прекратить нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1. В договорах (государственных контрактах) на энергоснабжение установить для потребителей срок письменного уведомления о выборе варианта цены (тарифа) производится потребителем в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

 2.  В  государственных контрактах на энергоснабжение для государственных нужд (договорах энергоснабжения), заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», установить единое условие в случае просрочки исполнения потребителем обязательства по оплате полученной электроэнергии, в соответствии с частью 9 статьи 9 указанного закона.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

stdClass Object ( [vid] => 6991 [uid] => 5 [title] => Решение и Предписание по делу № 17/04–02/12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6991 [type] => solution [language] => ru [created] => 1351804988 [changed] => 1368703156 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703156 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

01.11.2012 г.                                                                                                                         г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 01.11.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 17/04–02/12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Чукотэнерго», находящимся по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина 35-а, требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии:

Представителей ответчика:

- (…), по генеральной доверенности от 27.09.2012 № 20/53-04-3037,

- (…), по генеральной доверенности от 11.11.2011 № 20/53-04-2929,

УСТАНОВИЛА:

Инспекцией Чукотского УФАС России на основании приказа от 23 августа 2012 года № 82 в период с 03 по 28 сентября 2012 года проведена плановая проверка Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Чукотэнерго» (далее – Общество, ОАО «Чукотэнерго») выборочным методом на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, за период с 2010 по август 2012 года, по результатом которой выявлены признаки создания Обществом дискриминационных условий.

В ходе рассмотрения дела № 17/04–02/12 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Чукотэнерго» нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Согласно пункту 35 главы VIII Государственного контракта № 48 на энергоснабжение для государственных нужд (договор энергоснабжения) от 18.01.2012г., заключенного между ОАО «Чукотэнерго» в лице филиала Северные электрические сети (Энергоснабжающая организация) и Управлением по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариальных контор и юридических консультаций Чукотского АО, определено, что уведомление о выбранном «Потребителем» варианте тарифа для расчетов в предстоящем календарном году, поступившее в «Энергоснабжающую организацию» позднее 01 ноября текущего года, «Энергоснабжающей организацией» не рассматриваются. В этом случае расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по варианту тарифа, действующему в текущем году». В договоре энергоснабжения № 32 от 01.04.2012г., заключенном между ОАО «Чукотэнерго» в лице филиала Северные электрические сети и Отделом вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский», пунктом 35 главы VIII установлено, что уведомление о выбранном «Потребителем» варианте тарифа для расчетов в предстоящем календарном году, поступившее в «Энергоснабжающую организацию» позднее 30 ноября текущего года, «Энергоснабжающей организацией» не рассматриваются. В этом случае расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по варианту тарифа, действующему в текущем году». Таким образом, Управлению по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариальных контор и юридических консультаций Чукотского АО срок для выбора варианта тарифа сокращен на один месяц по сравнению с Отделом вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский».

Согласно подпункту 3.2.6. пункта 3.2. (Обязанности Потребителя) главы 3 Договора энергоснабжения № 97/1 от 05.05.2011г., заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ (Энергоснабжающая организация) и гр. (…) потребитель обязан до 01 ноября текущего года уведомлять «Энергоснабжающую организацию» о выбранном варианте тарифа для расчета за электрическую энергию (мощность) в предстоящем календарном году. При этом, в договорах энергоснабжения обособленного подразделения ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ от 26.04.2011г. № 62/6 (…) и от 25.05.2011г. № 66/6 (…) подпунктом 3.2.6. пункта 3.2. (Обязанности Потребителя) главы 3 Договоров, крайний срок аналогичного обязательства установлен 30 ноября текущего года, кроме того, рассматриваемое обязательство Потребителя в подпункте 3.2.6. пункта 3.2. (Обязанности Потребителя) главы 3 Договора энергоснабжения № 233/3 от 08.12.2011г. заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ (Энергоснабжающая организация) и гр.(...) изложено в следующей редакции: Потребитель обязан «Уведомлять «Энергоснабжающую организацию» о выбранном варианте тарифа для расчета за электрическую энергию (мощность) в предстоящем календарном году не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу тарифов на электрическую энергию (с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в договор энергоснабжения). При отсутствии такого уведомления (невнесения соответствующих изменений в договор) расчет за электрическую энергию производится по варианту тарифа, действовавшему в период предшествующий расчетному».

Согласно пункту 26 главы V «Порядок расчета стоимости и оплаты энергоресурсов и соответствующих услуг» государственного контракта от 13.02.2012г. № 10 на энергоснабжение для государственных нужд, заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ и Федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» - при оплате электрической энергии (мощности) с нарушением сроков, установленных п. 22 государственного контракта, «Потребитель» уплачивает «Энергоснабжающей организации» проценты, начисленные в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Аналогичное условие в Государственном контракте № 1 от 11.01.2010г. на энергоснабжение для государственных нужд заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ (Энергоснабжающая организация) и Открытым акционерным обществом «Оборонэнергосбыт» в пункте 26 главы V изложено в следующей редакции: «При оплате электрической энергии (мощности) с нарушением сроков, установленных п. 22 настоящего государственного контракта, «Потребитель» уплачивает «Энергоснабжающей организации» неустойку в порядке и размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов для государственных нужд».

ОАО «Чукотэнерго» является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль услуг по передаче электрической и тепловой энергии на территории Чукотского автономного округа (Постановление ФЭК от 29 января 1999 г. № 3/6) и, приказом Магаданского УФАС России от 05.02.1998 № 6-р включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей 100 %, в географических границах Чукотского автономного округа, за исключением Чаун-Билибинского узла, следовательно, занимает на указанном рынке доминирующее положение.

На основании этого, на Общество распространяются запреты, налагаемые статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание дискриминационных условий.

В силу пункта 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения является публичным, при этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора.

Часть 1 статьи 10 ГК РФ запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Представители ОАО «Чукотэнерго» признали факт допущенных нарушений антимонопольного законодательства при проведении договорных компаний, создающие дискриминационные условия для отдельных потребителей электрической энергии.

Таким образом, ОАО «Чукотэнерго» при проведении договорных компаний устанавливало потребителям в договорах энергоснабжения различные условия, что ставит одних потребителей в более привилегированное положение по отношению к другим, и является прямым нарушением пункта 8 «создание дискриминационных условий» части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях хозяйствующего субъекта – ОАО «Чукотэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке электрической энергии,  требований пункта 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в создании дискриминационных при проведение договорных компаний на заключение договоров (государственных и муниципальных) контрактов энергоснабжения.

Комиссия, руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Чукотэнерго» нарушающими антимонопольное законодательство, в части требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Чукотэнерго» предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 10/04-02/12

01 ноября 2012 г.                                                                                                                     г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего Решения от 01.11.2012 года по делу № 17/04–02/12 о нарушении Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Чукотэнерго», находящимся по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 35-а,  требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Чукотэнерго», находящемуся по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 35-а, в срок до 15 декабря 2012 г. - прекратить нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1. В договорах (государственных контрактах) на энергоснабжение установить для потребителей срок письменного уведомления о выборе варианта цены (тарифа) производится потребителем в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

 2.  В  государственных контрактах на энергоснабжение для государственных нужд (договорах энергоснабжения), заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», установить единое условие в случае просрочки исполнения потребителем обязательства по оплате полученной электроэнергии, в соответствии с частью 9 статьи 9 указанного закона.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

01.11.2012 г.                                                                                                                         г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 01.11.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 17/04–02/12 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Чукотэнерго», находящимся по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина 35-а, требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии:

Представителей ответчика:

- (…), по генеральной доверенности от 27.09.2012 № 20/53-04-3037,

- (…), по генеральной доверенности от 11.11.2011 № 20/53-04-2929,

УСТАНОВИЛА:

Инспекцией Чукотского УФАС России на основании приказа от 23 августа 2012 года № 82 в период с 03 по 28 сентября 2012 года проведена плановая проверка Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Чукотэнерго» (далее – Общество, ОАО «Чукотэнерго») выборочным методом на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, за период с 2010 по август 2012 года, по результатом которой выявлены признаки создания Обществом дискриминационных условий.

В ходе рассмотрения дела № 17/04–02/12 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Чукотэнерго» нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Согласно пункту 35 главы VIII Государственного контракта № 48 на энергоснабжение для государственных нужд (договор энергоснабжения) от 18.01.2012г., заключенного между ОАО «Чукотэнерго» в лице филиала Северные электрические сети (Энергоснабжающая организация) и Управлением по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариальных контор и юридических консультаций Чукотского АО, определено, что уведомление о выбранном «Потребителем» варианте тарифа для расчетов в предстоящем календарном году, поступившее в «Энергоснабжающую организацию» позднее 01 ноября текущего года, «Энергоснабжающей организацией» не рассматриваются. В этом случае расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по варианту тарифа, действующему в текущем году». В договоре энергоснабжения № 32 от 01.04.2012г., заключенном между ОАО «Чукотэнерго» в лице филиала Северные электрические сети и Отделом вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский», пунктом 35 главы VIII установлено, что уведомление о выбранном «Потребителем» варианте тарифа для расчетов в предстоящем календарном году, поступившее в «Энергоснабжающую организацию» позднее 30 ноября текущего года, «Энергоснабжающей организацией» не рассматриваются. В этом случае расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по варианту тарифа, действующему в текущем году». Таким образом, Управлению по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариальных контор и юридических консультаций Чукотского АО срок для выбора варианта тарифа сокращен на один месяц по сравнению с Отделом вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Билибинский».

Согласно подпункту 3.2.6. пункта 3.2. (Обязанности Потребителя) главы 3 Договора энергоснабжения № 97/1 от 05.05.2011г., заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ (Энергоснабжающая организация) и гр. (…) потребитель обязан до 01 ноября текущего года уведомлять «Энергоснабжающую организацию» о выбранном варианте тарифа для расчета за электрическую энергию (мощность) в предстоящем календарном году. При этом, в договорах энергоснабжения обособленного подразделения ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ от 26.04.2011г. № 62/6 (…) и от 25.05.2011г. № 66/6 (…) подпунктом 3.2.6. пункта 3.2. (Обязанности Потребителя) главы 3 Договоров, крайний срок аналогичного обязательства установлен 30 ноября текущего года, кроме того, рассматриваемое обязательство Потребителя в подпункте 3.2.6. пункта 3.2. (Обязанности Потребителя) главы 3 Договора энергоснабжения № 233/3 от 08.12.2011г. заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ (Энергоснабжающая организация) и гр.(...) изложено в следующей редакции: Потребитель обязан «Уведомлять «Энергоснабжающую организацию» о выбранном варианте тарифа для расчета за электрическую энергию (мощность) в предстоящем календарном году не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу тарифов на электрическую энергию (с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в договор энергоснабжения). При отсутствии такого уведомления (невнесения соответствующих изменений в договор) расчет за электрическую энергию производится по варианту тарифа, действовавшему в период предшествующий расчетному».

Согласно пункту 26 главы V «Порядок расчета стоимости и оплаты энергоресурсов и соответствующих услуг» государственного контракта от 13.02.2012г. № 10 на энергоснабжение для государственных нужд, заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ и Федеральным государственным казенным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чукотскому автономному округу» - при оплате электрической энергии (мощности) с нарушением сроков, установленных п. 22 государственного контракта, «Потребитель» уплачивает «Энергоснабжающей организации» проценты, начисленные в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Аналогичное условие в Государственном контракте № 1 от 11.01.2010г. на энергоснабжение для государственных нужд заключенного между обособленным подразделением ОАО «Чукотэнерго» Анадырская ТЭЦ (Энергоснабжающая организация) и Открытым акционерным обществом «Оборонэнергосбыт» в пункте 26 главы V изложено в следующей редакции: «При оплате электрической энергии (мощности) с нарушением сроков, установленных п. 22 настоящего государственного контракта, «Потребитель» уплачивает «Энергоснабжающей организации» неустойку в порядке и размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов для государственных нужд».

ОАО «Чукотэнерго» является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которого осуществляется государственное регулирование и контроль услуг по передаче электрической и тепловой энергии на территории Чукотского автономного округа (Постановление ФЭК от 29 января 1999 г. № 3/6) и, приказом Магаданского УФАС России от 05.02.1998 № 6-р включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей 100 %, в географических границах Чукотского автономного округа, за исключением Чаун-Билибинского узла, следовательно, занимает на указанном рынке доминирующее положение.

На основании этого, на Общество распространяются запреты, налагаемые статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание дискриминационных условий.

В силу пункта 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения является публичным, при этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора.

Часть 1 статьи 10 ГК РФ запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Представители ОАО «Чукотэнерго» признали факт допущенных нарушений антимонопольного законодательства при проведении договорных компаний, создающие дискриминационные условия для отдельных потребителей электрической энергии.

Таким образом, ОАО «Чукотэнерго» при проведении договорных компаний устанавливало потребителям в договорах энергоснабжения различные условия, что ставит одних потребителей в более привилегированное положение по отношению к другим, и является прямым нарушением пункта 8 «создание дискриминационных условий» части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях хозяйствующего субъекта – ОАО «Чукотэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке электрической энергии,  требований пункта 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в создании дискриминационных при проведение договорных компаний на заключение договоров (государственных и муниципальных) контрактов энергоснабжения.

Комиссия, руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Чукотэнерго» нарушающими антимонопольное законодательство, в части требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Чукотэнерго» предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 10/04-02/12

01 ноября 2012 г.                                                                                                                     г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего Решения от 01.11.2012 года по делу № 17/04–02/12 о нарушении Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Чукотэнерго», находящимся по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 35-а,  требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Чукотэнерго», находящемуся по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 35-а, в срок до 15 декабря 2012 г. - прекратить нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1. В договорах (государственных контрактах) на энергоснабжение установить для потребителей срок письменного уведомления о выборе варианта цены (тарифа) производится потребителем в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

 2.  В  государственных контрактах на энергоснабжение для государственных нужд (договорах энергоснабжения), заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», установить единое условие в случае просрочки исполнения потребителем обязательства по оплате полученной электроэнергии, в соответствии с частью 9 статьи 9 указанного закона.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 17/04–02/12 [format] => [safe_value] => Дело № 17/04–02/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-01 21:15:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-29 21:15:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1351804988 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чукотское УФАС России )