Решение по жалобе

Номер дела: Дело № 3/04–01/12
Дата публикации: 17 мая 2012, 17:04

РЕШЕНИЕ

16 мая 2012 г.                                                                                                                       г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 04.05.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 16.05.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело  № 3/04–01/12 по признакам нарушения Государственным предприятием Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала, находящегося по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 24, требований установленных пунктом 1 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в виде установления монопольно высокой цены на услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в локальных границах сельского поселения Ваеги, Анадырского муниципального района.

при участии в заседании:

представителей ответчика:

– (…), по доверенности от 24.11.2012 г. № 4700/11, выданной генеральным директором ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» (…);

– (…) – по доверенности от 25.04..2012, выданной Главой Администрации сельского поселения Ваеги (…)

 УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 08 декабря 2011 г. Прокуратуры Анадырского района поступило заявления жителя с. Ваеги (…) (далее – Заявитель) на действия Марковского филиала Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» (далее – Предприятие, ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»), которое, по мнению Заявителя, нарушает антимонопольное законодательство. Указанные действия выразились в том, что Предприятие увеличило цену за услугу вывоза твердых бытовых отходов (далее -  ТБО) с января 2011 год более чем в 80 (восемьдесят) раз.

В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Предприятия нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в виде установления монопольно высокой цены на услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в локальных границах сельского поселения Ваеги, Анадырского муниципального района.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение закреплено в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.

Как следует из материалов дела, между заявителем и ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» заключен договор на оказание коммунальных услуг с собственниками жилых помещений (домовладение) № 8 от 01.03.2009г., согласно которого  Исполнитель обязуется обеспечить  Потребителю предоставление за плату коммунальных услуг, а Потребитель обязуется своевременно вносить плату за предоставленные услуги.

Пункт 2 названного договора гласит, что Потребителю обеспечивается предоставление в соответствии с договором услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

В 2009 году действовали два тарифа на вывоз твердых бытовых отходов: экономически обоснованный, размер которого устанавливался на основании согласованных с органами местного самоуправления «Тарифов на услуги, поставляемые потребителям Марковским филиалом ГП «Чукоткоммунхоз» на 2009 год» и составлял 4 750,59 руб./мЗ и льготный тариф для населения, установленный Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год» № 02 от 11.01.2009г. в размере 88,65 руб./мЗ. Разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения возмещалась из муниципального бюджета.

Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района «Об установлении тарифов для определения размеров платы на вывоз твердых бытовых отходов для граждан, проживающих в частных домовладениях и одноквартирных домах муниципального жилищного фонда на 2010 год» № 45 от 02.03.2010г., опубликованным в газете «Крайний Север» № 9 (1715) от 12.03.2010г., был установлен тариф на вывоз твердых бытовых отходов на 2010 год, он составил 88,65 руб./мЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно Письму Минрегиона РФ от 03.10.2008 № 25080-СКУ14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов», установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с названным Федеральным законом.

В Письме Минрегиона РФ от 03.10.2008 № 25080-СК/14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов» указано, что Федеральный закон от 31 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

В связи с чем, Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района «Об отмене постановления Главы администрации Анадырского муниципального района от 02.03.2010г. № 45 «Об установлении тарифов для определения размеров платы на вывоз твердых бытовых отходов для граждан, проживающих в частных домовладениях и одноквартирных домах муниципального жилищного фонда на 2010 год» № 90 от 06.04.2010г. опубликованным в газете «Крайний Север» № 14 (1720) от 16.04.2010 года установленные ранее тарифы на 2010 год, с 01.01.2010г. были отменены.

Следовательно, с 01 января 2010 года для начисления платежей граждан, проживающих в одноквартирных и частных домах, должен был применяться экономически обоснованный («полный») тариф, установленный Приказом ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» «По основной деятельности» № 273 от 12.11.2009г. в размере 5 900,51 руб./мЗ.

Однако, рассчитывая на получение разницы (возмещения из бюджета Анадырского муниципального района) между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» до 01.01.2011г. применяло не действующие на тот период времени тарифы, т.е. ниже экономически обоснованных тарифов.

Приказом ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» «По основной деятельности» № 404 от 01.12.2010г. на 2011 год тариф на вывоз твердых бытовых отходов установлен в размере 6 172,12 руб./мЗ.

Согласно пункту 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 (далее – правила 155), заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны указываться сроки оказания услуг, цена, порядок оплаты и другие условия.

В связи с чем, между заявителем и ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» 01.06.2011г. заключено дополнительное соглашение от мая 2011 года к договору на оказание коммунальных услуг № 8 от 01.03.2009г., в котором установлены тарифы за вывоз твердых бытовых отходов в размере 7 283,10 руб./мЗ, согласно которому, заявителю в июне 2011г. Марковским филиалам ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» выставлена счет квитанция, в соответствии с установленным экономически обоснованным тарифом и лицами, проживающими в рассматриваемом домовладении.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещается осуществление действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Следовательно, при вынесении оспариваемого решения, антимонопольным органом необходимо было установить и доказать принадлежность общества к кругу хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказываемых им услуг (услуг по вывозу ТБО), установление на оказываемые услуги монопольно высокой цены, недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц как результат установления монопольно высокой цены.

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемом исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Частью 2 статьи 6 Закона № 135-ФЗ установлено, что цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев.

Из представленного Предприятием расчета тарифа на вывоз твердых бытовых отходов по Марковскому филиалу ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» не следует, что цена тарифа превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли Предприятия, а сам рост тарифа, обусловлен разницей между экономически обоснованным тарифом и величиной раннее возмещаемой из бюджета Анадырского муниципального района, следовательно, в действиях хозяйствующего субъекта – Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала отсутствуют нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Дело № 3/04–01/12, возбужденное в отношении Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых  комиссией действиях.

stdClass Object ( [vid] => 6874 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6874 [type] => solution [language] => ru [created] => 1337231230 [changed] => 1368703156 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703156 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

16 мая 2012 г.                                                                                                                       г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 04.05.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 16.05.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело  № 3/04–01/12 по признакам нарушения Государственным предприятием Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала, находящегося по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 24, требований установленных пунктом 1 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в виде установления монопольно высокой цены на услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в локальных границах сельского поселения Ваеги, Анадырского муниципального района.

при участии в заседании:

представителей ответчика:

– (…), по доверенности от 24.11.2012 г. № 4700/11, выданной генеральным директором ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» (…);

– (…) – по доверенности от 25.04..2012, выданной Главой Администрации сельского поселения Ваеги (…)

 УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 08 декабря 2011 г. Прокуратуры Анадырского района поступило заявления жителя с. Ваеги (…) (далее – Заявитель) на действия Марковского филиала Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» (далее – Предприятие, ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»), которое, по мнению Заявителя, нарушает антимонопольное законодательство. Указанные действия выразились в том, что Предприятие увеличило цену за услугу вывоза твердых бытовых отходов (далее -  ТБО) с января 2011 год более чем в 80 (восемьдесят) раз.

В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Предприятия нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в виде установления монопольно высокой цены на услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в локальных границах сельского поселения Ваеги, Анадырского муниципального района.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение закреплено в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.

Как следует из материалов дела, между заявителем и ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» заключен договор на оказание коммунальных услуг с собственниками жилых помещений (домовладение) № 8 от 01.03.2009г., согласно которого  Исполнитель обязуется обеспечить  Потребителю предоставление за плату коммунальных услуг, а Потребитель обязуется своевременно вносить плату за предоставленные услуги.

Пункт 2 названного договора гласит, что Потребителю обеспечивается предоставление в соответствии с договором услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

В 2009 году действовали два тарифа на вывоз твердых бытовых отходов: экономически обоснованный, размер которого устанавливался на основании согласованных с органами местного самоуправления «Тарифов на услуги, поставляемые потребителям Марковским филиалом ГП «Чукоткоммунхоз» на 2009 год» и составлял 4 750,59 руб./мЗ и льготный тариф для населения, установленный Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год» № 02 от 11.01.2009г. в размере 88,65 руб./мЗ. Разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения возмещалась из муниципального бюджета.

Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района «Об установлении тарифов для определения размеров платы на вывоз твердых бытовых отходов для граждан, проживающих в частных домовладениях и одноквартирных домах муниципального жилищного фонда на 2010 год» № 45 от 02.03.2010г., опубликованным в газете «Крайний Север» № 9 (1715) от 12.03.2010г., был установлен тариф на вывоз твердых бытовых отходов на 2010 год, он составил 88,65 руб./мЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно Письму Минрегиона РФ от 03.10.2008 № 25080-СКУ14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов», установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с названным Федеральным законом.

В Письме Минрегиона РФ от 03.10.2008 № 25080-СК/14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов» указано, что Федеральный закон от 31 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

В связи с чем, Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района «Об отмене постановления Главы администрации Анадырского муниципального района от 02.03.2010г. № 45 «Об установлении тарифов для определения размеров платы на вывоз твердых бытовых отходов для граждан, проживающих в частных домовладениях и одноквартирных домах муниципального жилищного фонда на 2010 год» № 90 от 06.04.2010г. опубликованным в газете «Крайний Север» № 14 (1720) от 16.04.2010 года установленные ранее тарифы на 2010 год, с 01.01.2010г. были отменены.

Следовательно, с 01 января 2010 года для начисления платежей граждан, проживающих в одноквартирных и частных домах, должен был применяться экономически обоснованный («полный») тариф, установленный Приказом ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» «По основной деятельности» № 273 от 12.11.2009г. в размере 5 900,51 руб./мЗ.

Однако, рассчитывая на получение разницы (возмещения из бюджета Анадырского муниципального района) между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» до 01.01.2011г. применяло не действующие на тот период времени тарифы, т.е. ниже экономически обоснованных тарифов.

Приказом ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» «По основной деятельности» № 404 от 01.12.2010г. на 2011 год тариф на вывоз твердых бытовых отходов установлен в размере 6 172,12 руб./мЗ.

Согласно пункту 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 (далее – правила 155), заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны указываться сроки оказания услуг, цена, порядок оплаты и другие условия.

В связи с чем, между заявителем и ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» 01.06.2011г. заключено дополнительное соглашение от мая 2011 года к договору на оказание коммунальных услуг № 8 от 01.03.2009г., в котором установлены тарифы за вывоз твердых бытовых отходов в размере 7 283,10 руб./мЗ, согласно которому, заявителю в июне 2011г. Марковским филиалам ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» выставлена счет квитанция, в соответствии с установленным экономически обоснованным тарифом и лицами, проживающими в рассматриваемом домовладении.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещается осуществление действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Следовательно, при вынесении оспариваемого решения, антимонопольным органом необходимо было установить и доказать принадлежность общества к кругу хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказываемых им услуг (услуг по вывозу ТБО), установление на оказываемые услуги монопольно высокой цены, недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц как результат установления монопольно высокой цены.

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемом исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Частью 2 статьи 6 Закона № 135-ФЗ установлено, что цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев.

Из представленного Предприятием расчета тарифа на вывоз твердых бытовых отходов по Марковскому филиалу ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» не следует, что цена тарифа превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли Предприятия, а сам рост тарифа, обусловлен разницей между экономически обоснованным тарифом и величиной раннее возмещаемой из бюджета Анадырского муниципального района, следовательно, в действиях хозяйствующего субъекта – Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала отсутствуют нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Дело № 3/04–01/12, возбужденное в отношении Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых  комиссией действиях.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

16 мая 2012 г.                                                                                                                       г. Анадырь

Резолютивная часть решения объявлена 04.05.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 16.05.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело  № 3/04–01/12 по признакам нарушения Государственным предприятием Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала, находящегося по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 24, требований установленных пунктом 1 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в виде установления монопольно высокой цены на услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в локальных границах сельского поселения Ваеги, Анадырского муниципального района.

при участии в заседании:

представителей ответчика:

– (…), по доверенности от 24.11.2012 г. № 4700/11, выданной генеральным директором ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» (…);

– (…) – по доверенности от 25.04..2012, выданной Главой Администрации сельского поселения Ваеги (…)

 УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 08 декабря 2011 г. Прокуратуры Анадырского района поступило заявления жителя с. Ваеги (…) (далее – Заявитель) на действия Марковского филиала Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» (далее – Предприятие, ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»), которое, по мнению Заявителя, нарушает антимонопольное законодательство. Указанные действия выразились в том, что Предприятие увеличило цену за услугу вывоза твердых бытовых отходов (далее -  ТБО) с января 2011 год более чем в 80 (восемьдесят) раз.

В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Предприятия нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в виде установления монопольно высокой цены на услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в локальных границах сельского поселения Ваеги, Анадырского муниципального района.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение закреплено в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.

Как следует из материалов дела, между заявителем и ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» заключен договор на оказание коммунальных услуг с собственниками жилых помещений (домовладение) № 8 от 01.03.2009г., согласно которого  Исполнитель обязуется обеспечить  Потребителю предоставление за плату коммунальных услуг, а Потребитель обязуется своевременно вносить плату за предоставленные услуги.

Пункт 2 названного договора гласит, что Потребителю обеспечивается предоставление в соответствии с договором услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

В 2009 году действовали два тарифа на вывоз твердых бытовых отходов: экономически обоснованный, размер которого устанавливался на основании согласованных с органами местного самоуправления «Тарифов на услуги, поставляемые потребителям Марковским филиалом ГП «Чукоткоммунхоз» на 2009 год» и составлял 4 750,59 руб./мЗ и льготный тариф для населения, установленный Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год» № 02 от 11.01.2009г. в размере 88,65 руб./мЗ. Разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения возмещалась из муниципального бюджета.

Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района «Об установлении тарифов для определения размеров платы на вывоз твердых бытовых отходов для граждан, проживающих в частных домовладениях и одноквартирных домах муниципального жилищного фонда на 2010 год» № 45 от 02.03.2010г., опубликованным в газете «Крайний Север» № 9 (1715) от 12.03.2010г., был установлен тариф на вывоз твердых бытовых отходов на 2010 год, он составил 88,65 руб./мЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно Письму Минрегиона РФ от 03.10.2008 № 25080-СКУ14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов», установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с названным Федеральным законом.

В Письме Минрегиона РФ от 03.10.2008 № 25080-СК/14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов» указано, что Федеральный закон от 31 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

В связи с чем, Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района «Об отмене постановления Главы администрации Анадырского муниципального района от 02.03.2010г. № 45 «Об установлении тарифов для определения размеров платы на вывоз твердых бытовых отходов для граждан, проживающих в частных домовладениях и одноквартирных домах муниципального жилищного фонда на 2010 год» № 90 от 06.04.2010г. опубликованным в газете «Крайний Север» № 14 (1720) от 16.04.2010 года установленные ранее тарифы на 2010 год, с 01.01.2010г. были отменены.

Следовательно, с 01 января 2010 года для начисления платежей граждан, проживающих в одноквартирных и частных домах, должен был применяться экономически обоснованный («полный») тариф, установленный Приказом ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» «По основной деятельности» № 273 от 12.11.2009г. в размере 5 900,51 руб./мЗ.

Однако, рассчитывая на получение разницы (возмещения из бюджета Анадырского муниципального района) между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» до 01.01.2011г. применяло не действующие на тот период времени тарифы, т.е. ниже экономически обоснованных тарифов.

Приказом ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» «По основной деятельности» № 404 от 01.12.2010г. на 2011 год тариф на вывоз твердых бытовых отходов установлен в размере 6 172,12 руб./мЗ.

Согласно пункту 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 (далее – правила 155), заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны указываться сроки оказания услуг, цена, порядок оплаты и другие условия.

В связи с чем, между заявителем и ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» 01.06.2011г. заключено дополнительное соглашение от мая 2011 года к договору на оказание коммунальных услуг № 8 от 01.03.2009г., в котором установлены тарифы за вывоз твердых бытовых отходов в размере 7 283,10 руб./мЗ, согласно которому, заявителю в июне 2011г. Марковским филиалам ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» выставлена счет квитанция, в соответствии с установленным экономически обоснованным тарифом и лицами, проживающими в рассматриваемом домовладении.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещается осуществление действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Следовательно, при вынесении оспариваемого решения, антимонопольным органом необходимо было установить и доказать принадлежность общества к кругу хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказываемых им услуг (услуг по вывозу ТБО), установление на оказываемые услуги монопольно высокой цены, недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц как результат установления монопольно высокой цены.

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемом исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Частью 2 статьи 6 Закона № 135-ФЗ установлено, что цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев.

Из представленного Предприятием расчета тарифа на вывоз твердых бытовых отходов по Марковскому филиалу ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» не следует, что цена тарифа превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли Предприятия, а сам рост тарифа, обусловлен разницей между экономически обоснованным тарифом и величиной раннее возмещаемой из бюджета Анадырского муниципального района, следовательно, в действиях хозяйствующего субъекта – Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала отсутствуют нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Дело № 3/04–01/12, возбужденное в отношении Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых  комиссией действиях.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 3/04–01/12 [format] => [safe_value] => Дело № 3/04–01/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-17 05:04:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-03 22:04:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1337231230 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чукотское УФАС России )