Решение и Предписание по делу № 09/04–01/12

Номер дела: Дело № 09/04–01/12
Дата публикации: 14 мая 2012, 09:46

РЕШЕНИЕ

14 мая 2012 г.                                                                                                                       г. Анадырь

Резолютивная часть решения оглашена  12.05.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 14.05.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 09/04–01/12 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Ваеги, юридический адрес: 689534, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Ваеги, ул. Центральная, д. 10, требований, установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии представителя ответчика (…), по доверенности от 25.04.2012 г.   № 06, выданной Главой Администрации сельского поселения Ваеги,

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Чукотского УФАС России по рассмотрению дела № 03/04-01/12 о по признакам нарушения Государственным предприятием Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала в действиях Администрации сельского поселения Ваеги (далее – Администрация) были выявлены признаки нарушения требований статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в издании нормативных актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также в бездействии Администрации по вопросу организации сбора и вывоза ТБО в сельском поселении. В соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции Комиссия определением от 05.05.2012 года выделила в отдельное производство дело в отношении Администрации сельского поселения Ваеги.

В ходе рассмотрения дела № 09/04-01/12 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации нарушения требований пункта 2 части 1, а также части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Согласно п.п. д. п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений (п. 7 ст. 156 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение закреплено в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов в области обращения с отходами ограничиваются только вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 № 25080-СК/14, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов является конкурентной и оказывается на основании договора, заключенного организацией, осуществляющей данный вид деятельности, с потребителями. Отсутствие распорядительного документа органа местного самоуправления по вопросу порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора негативно сказывается на состоянии конкурентной среды на данном рынке услуг в границах сельского поселения.

В нарушение статьи 14 Закона № 131-ФЗ, статьи 13 Закона № 89-ФЗ, а также пункта 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ Администрацией не разработан распорядительный документ о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора  на территории сельского поселения Ваеги. В договоре № 01 от 31.12.2010 г. управления многоквартирными домами муниципального жилого фонда, заключенного между Администрацией и управляющей организацией - ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», также отсутствует график вывоза твердых бытовых отходов.

 В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Порядок проведения конкурса установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75 (далее – Правила 75).

На основании распоряжения Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 22.11.2010 г. № 115 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами» в справочно-информационном приложение «КС» РЕГИОН 87 к номеру печатного издания – газеты «Крайний Север»     № 46(1752) было опубликовано 26.11.2010 г. извещение № УД-1/2010 о проведении открытого конкурса (далее – Извещение).  Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, указанный в Извещении, установлен в сумме 3 731 912,18 руб. Распоряжением Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 10.12.2010 г. № 122, были внесены изменения, в том числе в конкурсную документацию в части размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, в сумме 1 600 917,71 руб. В нарушение пункта 37 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», в официальном печатном издании не были опубликованы изменения, внесенные постановлением Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 10.12.2010 г. № 122.

Согласно представленных Администрацией документов 07.12.2010 года были проведены собрания собственников помещений в сельском поселении Ваеги по выбору управляющей организации по адресам: ул. Лесная 18, 19, ул. Речная 3, 14, ул. Советская 7, пер. Почтовый 5, 11, ул. Школьная 1, 2, 3, 4, ул. Центральная 18, 23. В многоквартирных домах, в которых собственники помещений не определились с выбором управляющей организации Администрацией 29.12.2010 г. был проведен открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами в сельском поселении Ваеги.

Пунктом 1 постановления Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 28.12.2010 г. № 21 « Об установлении цен для определения платы за жилое помещение в многоквартирных домах на 2011 год» (далее – Постановление №21), в соответствии с Жилищным кодексом РФ и на основании результатов проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и собраний собственников многоквартирных домов утверждены цены для определения размера платы граждан за содержание и ремонт жилых помещений на 2011 год:

- для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- для собственников жилых помещений, решение о выборе способа управления многоквартирным домом, которое было принято по результатам открытого конкурса;

- для собственников жилых помещений, решение о выборе способа управления многоквартирным домом, которое было принято по результатам общих собраний собственников жилых (нежилых) помещений.   

В нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ постановлением №21 (Приложение № 3) утвержден размер платы за содержание и ремонт многоквартирных домов, собственники помещений которых определились с выбором управляющей организации и решением общих собраний был утвержден размер платы. В дальнейшем постановлением Главы администрации сельского поселения Ваеги от 01.07.2011 года № 17 Приложение № 3 к Постановлению № 21 было отменено.

В ходе рассмотрения данного дела Комиссией установлено, что после проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации и заключения 31 декабря 2010 года договора № 01 на управление многоквартирными домами с государственным предприятием Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» постановлением Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 16.05.2011 г. № 14 «О внесении изменений в постановление Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 28 декабря 2010 года № 21» размер платы граждан за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов был изменен в сторону уменьшения по адресам: ул. Лесная д.10 – с цены 58,20 руб. за 1 м2 площади помещения в месяц на 49,00; ул. Лесная д.4 – с 63,86 до 49,00 руб./м2;  ул. Речная д.8 – с 54,45 до 49,00 руб./м2; пер. Почтовый д.7 – с 59,33 до 49,00 руб./м2; ул. Центральная д.19 – с 54,45 до 49,00 руб./м2.

В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли, при этом, действие Администрации по снижению размера платы за содержание и ремонт многоквартирных домов влечет увеличение расходов хозяйствующего субъекта и, следовательно, ограничение конкуренции на данном товарном рынке.

Указанное действие Администрации, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности – путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, постановление Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 16.05.2011 г. № 14 о снижении стоимости размера оплаты за содержание и ремонт общего имущества, через четыре месяца после проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации и заключении договора на управление многоквартирными домами в сельском поселении Ваеги с победителем конкурса ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», является нормативным правовым актом, устанавливающим необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту.

Также, в ходе исследования представленных Администрацией документов Комиссия установила факт отсутствия установления Администрацией сельского поселения Ваеги платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и в многоквартирных домах, собственники жилых помещений, которых не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, по адресам: ул. Лесная 12, ул. Лесная 16, ул. Лесная 17, пер. Почтовый 1, ул. Советская  5, ул. Речная 4. Представленные Главой Администрации сельского поселения пояснения о том, что указанные дома в открытый конкурс по отбору управляющей организации не были включены по причинам: по адресу ул. Лесная 12 квартиры находятся в частной собственности используется как «дачный домик», жильцы не зарегистрированы;  по адресу ул. Лесная 17 – кв. №1 находится в муниципальной собственности, жильцы зарегистрированы,  но не проживают, кв.2 не пригодна для проживания;  по адресу ул. Советская  5 – кв.1 находится в муниципальной собственности жильцы проживают, но кв.2, находится в частной собственности и более 8 лет пустует; по адресу ул. Речная 4 кв.1 находится в муниципальной собственности заселена, но кв.2 находится в частной собственности пустует более 10 лет, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, Администрация сельского поселения Ваеги обязана проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирных домах, в которых собственники не определились со способом управления домом, вне зависимости от наличия либо отсутствия зарегистрированных в нем жильцов, являющихся собственниками помещений.

Начисление оплаты за содержание и ремонт в указанных выше  многоквартирных домах производит управляющая организация, при отсутствии распорядительного документа органа местного самоуправления об установлении платы за данную услугу, по своему усмотрению.

В силу части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Таким образом, отсутствие нормативного акта Администрации, устанавливающего размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также применение к оплате размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, фактически установленного управляющей организацией, является наделением управляющей организации полномочиями органа местного самоуправления по вопросам организации содержания муниципального жилищного фонда, что запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации сельского поселения Ваеги требований пункта 2 части 1 и части 3 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Администрации сельского поселения Ваеги нарушающими требования антимонопольного законодательства, установленные пунктом 2 части 1 статьи 15 и частью 3 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Администрации сельского поселения Ваеги предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

4. В связи с тем, что действия Администрации сельского поселения Ваеги содержат признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Администрации сельского поселения Ваеги – (…).

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 6/04-01/12

14 мая 2012 г.                                                                                                                           г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 14.05.2012 г. по делу № 09/04–01/12 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Ваеги, юридический адрес: 689534, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Ваеги, ул. Центральная, д. 10, требований, установленных пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации сельского поселения Ваеги в срок до 15 июня 2012 г. - прекратить нарушение пункта 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- разработать распорядительный документ о порядке сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории сельского поселения Ваеги;

- установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, для многоквартирных домов, расположенных в сельском поселении Ваеги по адресам: по адресам: ул. Лесная 12, ул. Лесная 17, ул. Советская  5, ул. Речная 4.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

stdClass Object ( [vid] => 6872 [uid] => 5 [title] => Решение и Предписание по делу № 09/04–01/12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6872 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336945883 [changed] => 1368703156 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703156 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

14 мая 2012 г.                                                                                                                       г. Анадырь

Резолютивная часть решения оглашена  12.05.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 14.05.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 09/04–01/12 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Ваеги, юридический адрес: 689534, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Ваеги, ул. Центральная, д. 10, требований, установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии представителя ответчика (…), по доверенности от 25.04.2012 г.   № 06, выданной Главой Администрации сельского поселения Ваеги,

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Чукотского УФАС России по рассмотрению дела № 03/04-01/12 о по признакам нарушения Государственным предприятием Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала в действиях Администрации сельского поселения Ваеги (далее – Администрация) были выявлены признаки нарушения требований статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в издании нормативных актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также в бездействии Администрации по вопросу организации сбора и вывоза ТБО в сельском поселении. В соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции Комиссия определением от 05.05.2012 года выделила в отдельное производство дело в отношении Администрации сельского поселения Ваеги.

В ходе рассмотрения дела № 09/04-01/12 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации нарушения требований пункта 2 части 1, а также части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Согласно п.п. д. п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений (п. 7 ст. 156 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение закреплено в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов в области обращения с отходами ограничиваются только вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 № 25080-СК/14, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов является конкурентной и оказывается на основании договора, заключенного организацией, осуществляющей данный вид деятельности, с потребителями. Отсутствие распорядительного документа органа местного самоуправления по вопросу порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора негативно сказывается на состоянии конкурентной среды на данном рынке услуг в границах сельского поселения.

В нарушение статьи 14 Закона № 131-ФЗ, статьи 13 Закона № 89-ФЗ, а также пункта 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ Администрацией не разработан распорядительный документ о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора  на территории сельского поселения Ваеги. В договоре № 01 от 31.12.2010 г. управления многоквартирными домами муниципального жилого фонда, заключенного между Администрацией и управляющей организацией - ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», также отсутствует график вывоза твердых бытовых отходов.

 В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Порядок проведения конкурса установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75 (далее – Правила 75).

На основании распоряжения Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 22.11.2010 г. № 115 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами» в справочно-информационном приложение «КС» РЕГИОН 87 к номеру печатного издания – газеты «Крайний Север»     № 46(1752) было опубликовано 26.11.2010 г. извещение № УД-1/2010 о проведении открытого конкурса (далее – Извещение).  Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, указанный в Извещении, установлен в сумме 3 731 912,18 руб. Распоряжением Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 10.12.2010 г. № 122, были внесены изменения, в том числе в конкурсную документацию в части размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, в сумме 1 600 917,71 руб. В нарушение пункта 37 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», в официальном печатном издании не были опубликованы изменения, внесенные постановлением Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 10.12.2010 г. № 122.

Согласно представленных Администрацией документов 07.12.2010 года были проведены собрания собственников помещений в сельском поселении Ваеги по выбору управляющей организации по адресам: ул. Лесная 18, 19, ул. Речная 3, 14, ул. Советская 7, пер. Почтовый 5, 11, ул. Школьная 1, 2, 3, 4, ул. Центральная 18, 23. В многоквартирных домах, в которых собственники помещений не определились с выбором управляющей организации Администрацией 29.12.2010 г. был проведен открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами в сельском поселении Ваеги.

Пунктом 1 постановления Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 28.12.2010 г. № 21 « Об установлении цен для определения платы за жилое помещение в многоквартирных домах на 2011 год» (далее – Постановление №21), в соответствии с Жилищным кодексом РФ и на основании результатов проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и собраний собственников многоквартирных домов утверждены цены для определения размера платы граждан за содержание и ремонт жилых помещений на 2011 год:

- для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- для собственников жилых помещений, решение о выборе способа управления многоквартирным домом, которое было принято по результатам открытого конкурса;

- для собственников жилых помещений, решение о выборе способа управления многоквартирным домом, которое было принято по результатам общих собраний собственников жилых (нежилых) помещений.   

В нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ постановлением №21 (Приложение № 3) утвержден размер платы за содержание и ремонт многоквартирных домов, собственники помещений которых определились с выбором управляющей организации и решением общих собраний был утвержден размер платы. В дальнейшем постановлением Главы администрации сельского поселения Ваеги от 01.07.2011 года № 17 Приложение № 3 к Постановлению № 21 было отменено.

В ходе рассмотрения данного дела Комиссией установлено, что после проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации и заключения 31 декабря 2010 года договора № 01 на управление многоквартирными домами с государственным предприятием Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» постановлением Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 16.05.2011 г. № 14 «О внесении изменений в постановление Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 28 декабря 2010 года № 21» размер платы граждан за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов был изменен в сторону уменьшения по адресам: ул. Лесная д.10 – с цены 58,20 руб. за 1 м2 площади помещения в месяц на 49,00; ул. Лесная д.4 – с 63,86 до 49,00 руб./м2;  ул. Речная д.8 – с 54,45 до 49,00 руб./м2; пер. Почтовый д.7 – с 59,33 до 49,00 руб./м2; ул. Центральная д.19 – с 54,45 до 49,00 руб./м2.

В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли, при этом, действие Администрации по снижению размера платы за содержание и ремонт многоквартирных домов влечет увеличение расходов хозяйствующего субъекта и, следовательно, ограничение конкуренции на данном товарном рынке.

Указанное действие Администрации, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности – путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, постановление Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 16.05.2011 г. № 14 о снижении стоимости размера оплаты за содержание и ремонт общего имущества, через четыре месяца после проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации и заключении договора на управление многоквартирными домами в сельском поселении Ваеги с победителем конкурса ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», является нормативным правовым актом, устанавливающим необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту.

Также, в ходе исследования представленных Администрацией документов Комиссия установила факт отсутствия установления Администрацией сельского поселения Ваеги платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и в многоквартирных домах, собственники жилых помещений, которых не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, по адресам: ул. Лесная 12, ул. Лесная 16, ул. Лесная 17, пер. Почтовый 1, ул. Советская  5, ул. Речная 4. Представленные Главой Администрации сельского поселения пояснения о том, что указанные дома в открытый конкурс по отбору управляющей организации не были включены по причинам: по адресу ул. Лесная 12 квартиры находятся в частной собственности используется как «дачный домик», жильцы не зарегистрированы;  по адресу ул. Лесная 17 – кв. №1 находится в муниципальной собственности, жильцы зарегистрированы,  но не проживают, кв.2 не пригодна для проживания;  по адресу ул. Советская  5 – кв.1 находится в муниципальной собственности жильцы проживают, но кв.2, находится в частной собственности и более 8 лет пустует; по адресу ул. Речная 4 кв.1 находится в муниципальной собственности заселена, но кв.2 находится в частной собственности пустует более 10 лет, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, Администрация сельского поселения Ваеги обязана проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирных домах, в которых собственники не определились со способом управления домом, вне зависимости от наличия либо отсутствия зарегистрированных в нем жильцов, являющихся собственниками помещений.

Начисление оплаты за содержание и ремонт в указанных выше  многоквартирных домах производит управляющая организация, при отсутствии распорядительного документа органа местного самоуправления об установлении платы за данную услугу, по своему усмотрению.

В силу части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Таким образом, отсутствие нормативного акта Администрации, устанавливающего размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также применение к оплате размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, фактически установленного управляющей организацией, является наделением управляющей организации полномочиями органа местного самоуправления по вопросам организации содержания муниципального жилищного фонда, что запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации сельского поселения Ваеги требований пункта 2 части 1 и части 3 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Администрации сельского поселения Ваеги нарушающими требования антимонопольного законодательства, установленные пунктом 2 части 1 статьи 15 и частью 3 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Администрации сельского поселения Ваеги предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

4. В связи с тем, что действия Администрации сельского поселения Ваеги содержат признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Администрации сельского поселения Ваеги – (…).

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 6/04-01/12

14 мая 2012 г.                                                                                                                           г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 14.05.2012 г. по делу № 09/04–01/12 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Ваеги, юридический адрес: 689534, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Ваеги, ул. Центральная, д. 10, требований, установленных пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации сельского поселения Ваеги в срок до 15 июня 2012 г. - прекратить нарушение пункта 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- разработать распорядительный документ о порядке сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории сельского поселения Ваеги;

- установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, для многоквартирных домов, расположенных в сельском поселении Ваеги по адресам: по адресам: ул. Лесная 12, ул. Лесная 17, ул. Советская  5, ул. Речная 4.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

14 мая 2012 г.                                                                                                                       г. Анадырь

Резолютивная часть решения оглашена  12.05.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 14.05.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 09/04–01/12 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Ваеги, юридический адрес: 689534, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Ваеги, ул. Центральная, д. 10, требований, установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии представителя ответчика (…), по доверенности от 25.04.2012 г.   № 06, выданной Главой Администрации сельского поселения Ваеги,

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Чукотского УФАС России по рассмотрению дела № 03/04-01/12 о по признакам нарушения Государственным предприятием Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в лице Марковского филиала в действиях Администрации сельского поселения Ваеги (далее – Администрация) были выявлены признаки нарушения требований статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в издании нормативных актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также в бездействии Администрации по вопросу организации сбора и вывоза ТБО в сельском поселении. В соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции Комиссия определением от 05.05.2012 года выделила в отдельное производство дело в отношении Администрации сельского поселения Ваеги.

В ходе рассмотрения дела № 09/04-01/12 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации нарушения требований пункта 2 части 1, а также части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Согласно п.п. д. п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений (п. 7 ст. 156 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение закреплено в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов в области обращения с отходами ограничиваются только вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 № 25080-СК/14, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов является конкурентной и оказывается на основании договора, заключенного организацией, осуществляющей данный вид деятельности, с потребителями. Отсутствие распорядительного документа органа местного самоуправления по вопросу порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора негативно сказывается на состоянии конкурентной среды на данном рынке услуг в границах сельского поселения.

В нарушение статьи 14 Закона № 131-ФЗ, статьи 13 Закона № 89-ФЗ, а также пункта 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ Администрацией не разработан распорядительный документ о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора  на территории сельского поселения Ваеги. В договоре № 01 от 31.12.2010 г. управления многоквартирными домами муниципального жилого фонда, заключенного между Администрацией и управляющей организацией - ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», также отсутствует график вывоза твердых бытовых отходов.

 В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Порядок проведения конкурса установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75 (далее – Правила 75).

На основании распоряжения Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 22.11.2010 г. № 115 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами» в справочно-информационном приложение «КС» РЕГИОН 87 к номеру печатного издания – газеты «Крайний Север»     № 46(1752) было опубликовано 26.11.2010 г. извещение № УД-1/2010 о проведении открытого конкурса (далее – Извещение).  Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, указанный в Извещении, установлен в сумме 3 731 912,18 руб. Распоряжением Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 10.12.2010 г. № 122, были внесены изменения, в том числе в конкурсную документацию в части размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, в сумме 1 600 917,71 руб. В нарушение пункта 37 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», в официальном печатном издании не были опубликованы изменения, внесенные постановлением Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 10.12.2010 г. № 122.

Согласно представленных Администрацией документов 07.12.2010 года были проведены собрания собственников помещений в сельском поселении Ваеги по выбору управляющей организации по адресам: ул. Лесная 18, 19, ул. Речная 3, 14, ул. Советская 7, пер. Почтовый 5, 11, ул. Школьная 1, 2, 3, 4, ул. Центральная 18, 23. В многоквартирных домах, в которых собственники помещений не определились с выбором управляющей организации Администрацией 29.12.2010 г. был проведен открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами в сельском поселении Ваеги.

Пунктом 1 постановления Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 28.12.2010 г. № 21 « Об установлении цен для определения платы за жилое помещение в многоквартирных домах на 2011 год» (далее – Постановление №21), в соответствии с Жилищным кодексом РФ и на основании результатов проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и собраний собственников многоквартирных домов утверждены цены для определения размера платы граждан за содержание и ремонт жилых помещений на 2011 год:

- для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- для собственников жилых помещений, решение о выборе способа управления многоквартирным домом, которое было принято по результатам открытого конкурса;

- для собственников жилых помещений, решение о выборе способа управления многоквартирным домом, которое было принято по результатам общих собраний собственников жилых (нежилых) помещений.   

В нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ постановлением №21 (Приложение № 3) утвержден размер платы за содержание и ремонт многоквартирных домов, собственники помещений которых определились с выбором управляющей организации и решением общих собраний был утвержден размер платы. В дальнейшем постановлением Главы администрации сельского поселения Ваеги от 01.07.2011 года № 17 Приложение № 3 к Постановлению № 21 было отменено.

В ходе рассмотрения данного дела Комиссией установлено, что после проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации и заключения 31 декабря 2010 года договора № 01 на управление многоквартирными домами с государственным предприятием Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» постановлением Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 16.05.2011 г. № 14 «О внесении изменений в постановление Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 28 декабря 2010 года № 21» размер платы граждан за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов был изменен в сторону уменьшения по адресам: ул. Лесная д.10 – с цены 58,20 руб. за 1 м2 площади помещения в месяц на 49,00; ул. Лесная д.4 – с 63,86 до 49,00 руб./м2;  ул. Речная д.8 – с 54,45 до 49,00 руб./м2; пер. Почтовый д.7 – с 59,33 до 49,00 руб./м2; ул. Центральная д.19 – с 54,45 до 49,00 руб./м2.

В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли, при этом, действие Администрации по снижению размера платы за содержание и ремонт многоквартирных домов влечет увеличение расходов хозяйствующего субъекта и, следовательно, ограничение конкуренции на данном товарном рынке.

Указанное действие Администрации, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности – путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, постановление Главы Администрации сельского поселения Ваеги от 16.05.2011 г. № 14 о снижении стоимости размера оплаты за содержание и ремонт общего имущества, через четыре месяца после проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации и заключении договора на управление многоквартирными домами в сельском поселении Ваеги с победителем конкурса ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», является нормативным правовым актом, устанавливающим необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту.

Также, в ходе исследования представленных Администрацией документов Комиссия установила факт отсутствия установления Администрацией сельского поселения Ваеги платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и в многоквартирных домах, собственники жилых помещений, которых не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, по адресам: ул. Лесная 12, ул. Лесная 16, ул. Лесная 17, пер. Почтовый 1, ул. Советская  5, ул. Речная 4. Представленные Главой Администрации сельского поселения пояснения о том, что указанные дома в открытый конкурс по отбору управляющей организации не были включены по причинам: по адресу ул. Лесная 12 квартиры находятся в частной собственности используется как «дачный домик», жильцы не зарегистрированы;  по адресу ул. Лесная 17 – кв. №1 находится в муниципальной собственности, жильцы зарегистрированы,  но не проживают, кв.2 не пригодна для проживания;  по адресу ул. Советская  5 – кв.1 находится в муниципальной собственности жильцы проживают, но кв.2, находится в частной собственности и более 8 лет пустует; по адресу ул. Речная 4 кв.1 находится в муниципальной собственности заселена, но кв.2 находится в частной собственности пустует более 10 лет, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 Частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, Администрация сельского поселения Ваеги обязана проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирных домах, в которых собственники не определились со способом управления домом, вне зависимости от наличия либо отсутствия зарегистрированных в нем жильцов, являющихся собственниками помещений.

Начисление оплаты за содержание и ремонт в указанных выше  многоквартирных домах производит управляющая организация, при отсутствии распорядительного документа органа местного самоуправления об установлении платы за данную услугу, по своему усмотрению.

В силу части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Таким образом, отсутствие нормативного акта Администрации, устанавливающего размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также применение к оплате размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, фактически установленного управляющей организацией, является наделением управляющей организации полномочиями органа местного самоуправления по вопросам организации содержания муниципального жилищного фонда, что запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации сельского поселения Ваеги требований пункта 2 части 1 и части 3 статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Администрации сельского поселения Ваеги нарушающими требования антимонопольного законодательства, установленные пунктом 2 части 1 статьи 15 и частью 3 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Администрации сельского поселения Ваеги предписания на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

4. В связи с тем, что действия Администрации сельского поселения Ваеги содержат признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Администрации сельского поселения Ваеги – (…).

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 6/04-01/12

14 мая 2012 г.                                                                                                                           г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 14.05.2012 г. по делу № 09/04–01/12 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Ваеги, юридический адрес: 689534, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Ваеги, ул. Центральная, д. 10, требований, установленных пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации сельского поселения Ваеги в срок до 15 июня 2012 г. - прекратить нарушение пункта 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- разработать распорядительный документ о порядке сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории сельского поселения Ваеги;

- установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, для многоквартирных домов, расположенных в сельском поселении Ваеги по адресам: по адресам: ул. Лесная 12, ул. Лесная 17, ул. Советская  5, ул. Речная 4.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 09/04–01/12 [format] => [safe_value] => Дело № 09/04–01/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-13 21:46:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-11 22:46:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336945883 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чукотское УФАС России )