Решение и Предписание по делу № 01/04–01/12

Номер дела: Дело № 01/04–01/12
Дата публикации: 11 мая 2012, 10:14

РЕШЕНИЕ

11.05.2012 г.                                                                                                                         г. Анадырь

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 11.05.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 01/04–01/12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью  «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» (находящимся по адресу: 689500, Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Первомайская, д.9), требований, установленных частью 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители ответчика:

- (…) – Генеральный директор (на основании устава);

– (…) – по доверенности от 10.01.2012г. №_01/12;

Заявитель

(…)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автон6омному округу (далее – Управление) 23.12.2011 г. поступило заявление жителя от жителя Анадырского муниципального района гр. (…) (далее – Заявитель) согласно которого, в действиях Общества с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис - Угольные Копи» (далее – Общество, Управляющая организация, ООО «ЧукотЖилСервис-Угольные Копи»), в виде недобросовестного исполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом (п. Угольные Копи 3, ул. Портовая, д. 22, кв. (…)), имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся, в ущемление интересов других лиц, путем: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Комиссия, проанализировав имеющиеся материалы в совокупности и взаимосвязи, пришла к следующим выводам:

Между Обществом и Заявителем заключен договор № 216 от 18.05.2011г. управления многоквартирными домами (далее – Договор МКД).

В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должна быть указана, следующая информация: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил).

Действие вышеуказанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых домах частного, государственного и муниципального жилищного фонда (пункт 2 Правил).

В силу пункта 3 Правил № 307 Исполнителем коммунальных услуг являются: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Потребителем коммунальных услуг, в силу пункта 3 Правил № 307, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из системного толкования ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, ст. 162 ЖК РФ, п. п. 3, 49 Правил № 307, следует вывод о неразрывности правовых статусов управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг, невозможности осуществления управляющей организацией только части функций по управлению многоквартирным домом, следовательно, получение хозяйствующим субъектом статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг, что в свою очередь, налагает на управляющую организацию обязательства, установленные нормами Правил № 307.

1. В нарушение подпункта «ж» п. 52 Правил № 307, обязывающего потребителя информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее десяти рабочих дней с даты произошедших изменений, Общество возложило на потребителя обязанность информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты в 3 (трех) дневный срок  (подпункт 3.3.3 пункта 3.3 главы 3 Договоров МКД).

Таким образом, сокращение до трех дней срока информирования исполнителя коммунальных услуг об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты нарушает право потребителя, предоставленного Правилами № 307, исполнять указанную обязанность не позднее 10 рабочих дней, и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно пункту 4 Правил № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «п» пункта 49 Правил № 307, исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию:

  • наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
  • размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
  • параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
  • наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.

Как выше было указанно, в силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Комиссией установлено, что в Договорах МКД, в нарушение подпункта «п» пункта 49 Правил № 307, не указана следующая информация:

  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб;
  • параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.

Таким образом, отсутствие в договорах МКД обязательных условий, установленных Правилами № 307, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Как следует из имеющихся материалов дела и подтверждается пояснениями Ответчика, в многоквартирном доме № 22 по ул. Портовая, установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии № 7000978.

Индивидуальные приборы учета собственников жилых помещений, а так же, арендаторов нежилых помещений расположенных в данном доме, подключены к коллективному (общедомовому) прибору учета электрической энергии, который фиксирует расход учета электрической энергии всего многоквартирного дома.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под платой за жилое помещение собственника понимается плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в нем, а также плата за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, абзац 2 пункта 7 Правил № 307 является отсылочной нормой к пункту 19 - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; к пункту 21 - при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета; а при наличии  коллективного (общедомового) прибора учета и наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям

В соответствии с пунктом 22 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно подпункту 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам № 307 размер платы за холодное, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, потребленные в жилом помещении, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудованном частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле (9):

 

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 2 0 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 2 0 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательство м Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Из данных норм права следует, что на собственников помещений многоквартирного жилого дома, оборудованного общедомовым прибором учета, опосредованно через исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность оплатить ресурсоснабжающей организации тот объем ресурса, который зафиксирован таким прибором учета (Аналогичная правовая позиция изложена в Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2007 № ГКПИ07-933, и подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 17.04.2008 № КАС08-116).

Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, указанный многоквартирный дом оборудован как общедомовым прибором учета электрической энергии на освещение мест общего пользования, так и индивидуальными приборами учета электрической энергии. Данное обстоятельство Управляющей организацией не оспаривается, более того, отраженно в представленных Комиссии пояснениях.

Однако, в рассматриваемом случае, Управляющая организация при формировании «Расчета тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома» № 22 по ул. Полярная, в цену услуги «Освещение мест общего пользования» включила, следующие составляющие:

  • 1 час работы электрика;
  • стоимость лампочек;
  • стоимость инструмента и средств работы на высоте;
  • количество потребленной электрической энергии в местах общего пользования;
  • содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома (светильников, т.е. выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования.

Из изложенного следует, что стоимость, количества электрической энергии в местах общего пользования, потребленной собственниками жилых помещений, а так же, арендаторами нежилых помещений расположенных в данном доме, изначально была заложена Управляющей организацией в «Расчет тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома», без учета норм изложенных в пунктах 22-23 Правил № 307.

Следовательно, применение иного метода определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования, отличного от предусмотренного положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 23 Правил (то есть без учета показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии), противоречит указанным нормам.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Принимая во внимания вышеизложенные обстоятельства, в совокупности и взаимосвязи, действия Управляющей организации по взиманию платы за количество потребленной электрической энергии в местах общего пользования с собственников жилых помещений, а так же, арендаторов нежилых помещений расположенных в данном доме, величина, которой изначально заложена в «Расчет тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома», в соответствии с пунктом 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», являются нарушением антимонопольного законодательства, так как, учитывая наличие коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, в рассматриваемом многоквартирном доме, Управляющей организацией при расчете количества потребленной электрической энергии в местах общего пользования собственниками жилых помещений, а так же, арендаторами нежилых помещений расположенных в данном доме необходимо было применять методику, установленную в пункте 3 приложения № 2 Правил № 307, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение в жилом и в нежилом помещении определяется по установленной формуле - № 9.

Статья 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, судам следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях хозяйствующего субъекта – ООО «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи», занимающего доминирующее положение на рынке услуг передачи и распределению электрической энергии физическим лицам в границах городского поселения Угольные Копи:

- требований части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в ущемлении интересов других лиц, при заключении договора управления многоквартирным домом № 216 от 18.05.2011г., путем возложения на Собственника обязательств, не предусмотренных Правилами № 307, а так же, в отсутствии в договорах МКД информации, указание которой, в силу пункта 49 Правил № 307, является обязательной;

- требований пункта 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» части 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в применение иного метода определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования, отличного от предусмотренного положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 23 Правил № 307, последствия которого выразились, в заложении величины стоимости количества потребленной электрической энергии с собственников жилых помещений, а так же, с арендаторов нежилых помещений расположенных в данном доме, в местах общего пользования, в «Расчет тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома».

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные копи» нарушающими антимонопольное законодательство, в части соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением», а так же, пункта 10 части 1 статьи 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Обществу с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» предписания на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05/04-01 Ж

11 мая 2012 г.                                                                                                                           г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 01/04–01/12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» (находящимся по адресу: 689500, Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Первомайская, д.9), требований, установленных частью 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» а так же, пункта 10 части 1 статьи 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Обществу с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» в срок до 10.06.2012г. - прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- внести соответствующие изменения в договор № 216 от 08.05.2011г. управления многоквартирным домом по ул. Полярная, д 22, в части приведение данного договора, в соответствие нормам, изложенным в подпункте, «п» пункта 49, и подпункте «ж» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307);

- потребителям коммунальных услуг по адресу: ул. Портовая, д. № 22, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудованном частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, расчет оплаты за потребленную электрическую энергию производить в соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

stdClass Object ( [vid] => 6868 [uid] => 5 [title] => Решение и Предписание по делу № 01/04–01/12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6868 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336688440 [changed] => 1368703156 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368703156 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

11.05.2012 г.                                                                                                                         г. Анадырь

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 11.05.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 01/04–01/12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью  «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» (находящимся по адресу: 689500, Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Первомайская, д.9), требований, установленных частью 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители ответчика:

- (…) – Генеральный директор (на основании устава);

– (…) – по доверенности от 10.01.2012г. №_01/12;

Заявитель

(…)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автон6омному округу (далее – Управление) 23.12.2011 г. поступило заявление жителя от жителя Анадырского муниципального района гр. (…) (далее – Заявитель) согласно которого, в действиях Общества с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис - Угольные Копи» (далее – Общество, Управляющая организация, ООО «ЧукотЖилСервис-Угольные Копи»), в виде недобросовестного исполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом (п. Угольные Копи 3, ул. Портовая, д. 22, кв. (…)), имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся, в ущемление интересов других лиц, путем: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Комиссия, проанализировав имеющиеся материалы в совокупности и взаимосвязи, пришла к следующим выводам:

Между Обществом и Заявителем заключен договор № 216 от 18.05.2011г. управления многоквартирными домами (далее – Договор МКД).

В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должна быть указана, следующая информация: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил).

Действие вышеуказанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых домах частного, государственного и муниципального жилищного фонда (пункт 2 Правил).

В силу пункта 3 Правил № 307 Исполнителем коммунальных услуг являются: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Потребителем коммунальных услуг, в силу пункта 3 Правил № 307, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из системного толкования ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, ст. 162 ЖК РФ, п. п. 3, 49 Правил № 307, следует вывод о неразрывности правовых статусов управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг, невозможности осуществления управляющей организацией только части функций по управлению многоквартирным домом, следовательно, получение хозяйствующим субъектом статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг, что в свою очередь, налагает на управляющую организацию обязательства, установленные нормами Правил № 307.

1. В нарушение подпункта «ж» п. 52 Правил № 307, обязывающего потребителя информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее десяти рабочих дней с даты произошедших изменений, Общество возложило на потребителя обязанность информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты в 3 (трех) дневный срок  (подпункт 3.3.3 пункта 3.3 главы 3 Договоров МКД).

Таким образом, сокращение до трех дней срока информирования исполнителя коммунальных услуг об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты нарушает право потребителя, предоставленного Правилами № 307, исполнять указанную обязанность не позднее 10 рабочих дней, и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно пункту 4 Правил № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «п» пункта 49 Правил № 307, исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию:

  • наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
  • размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
  • параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
  • наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.

Как выше было указанно, в силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Комиссией установлено, что в Договорах МКД, в нарушение подпункта «п» пункта 49 Правил № 307, не указана следующая информация:

  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб;
  • параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.

Таким образом, отсутствие в договорах МКД обязательных условий, установленных Правилами № 307, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Как следует из имеющихся материалов дела и подтверждается пояснениями Ответчика, в многоквартирном доме № 22 по ул. Портовая, установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии № 7000978.

Индивидуальные приборы учета собственников жилых помещений, а так же, арендаторов нежилых помещений расположенных в данном доме, подключены к коллективному (общедомовому) прибору учета электрической энергии, который фиксирует расход учета электрической энергии всего многоквартирного дома.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под платой за жилое помещение собственника понимается плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в нем, а также плата за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, абзац 2 пункта 7 Правил № 307 является отсылочной нормой к пункту 19 - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; к пункту 21 - при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета; а при наличии  коллективного (общедомового) прибора учета и наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям

В соответствии с пунктом 22 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно подпункту 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам № 307 размер платы за холодное, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, потребленные в жилом помещении, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудованном частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле (9):

 

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 2 0 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 2 0 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательство м Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Из данных норм права следует, что на собственников помещений многоквартирного жилого дома, оборудованного общедомовым прибором учета, опосредованно через исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность оплатить ресурсоснабжающей организации тот объем ресурса, который зафиксирован таким прибором учета (Аналогичная правовая позиция изложена в Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2007 № ГКПИ07-933, и подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 17.04.2008 № КАС08-116).

Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, указанный многоквартирный дом оборудован как общедомовым прибором учета электрической энергии на освещение мест общего пользования, так и индивидуальными приборами учета электрической энергии. Данное обстоятельство Управляющей организацией не оспаривается, более того, отраженно в представленных Комиссии пояснениях.

Однако, в рассматриваемом случае, Управляющая организация при формировании «Расчета тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома» № 22 по ул. Полярная, в цену услуги «Освещение мест общего пользования» включила, следующие составляющие:

  • 1 час работы электрика;
  • стоимость лампочек;
  • стоимость инструмента и средств работы на высоте;
  • количество потребленной электрической энергии в местах общего пользования;
  • содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома (светильников, т.е. выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования.

Из изложенного следует, что стоимость, количества электрической энергии в местах общего пользования, потребленной собственниками жилых помещений, а так же, арендаторами нежилых помещений расположенных в данном доме, изначально была заложена Управляющей организацией в «Расчет тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома», без учета норм изложенных в пунктах 22-23 Правил № 307.

Следовательно, применение иного метода определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования, отличного от предусмотренного положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 23 Правил (то есть без учета показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии), противоречит указанным нормам.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Принимая во внимания вышеизложенные обстоятельства, в совокупности и взаимосвязи, действия Управляющей организации по взиманию платы за количество потребленной электрической энергии в местах общего пользования с собственников жилых помещений, а так же, арендаторов нежилых помещений расположенных в данном доме, величина, которой изначально заложена в «Расчет тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома», в соответствии с пунктом 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», являются нарушением антимонопольного законодательства, так как, учитывая наличие коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, в рассматриваемом многоквартирном доме, Управляющей организацией при расчете количества потребленной электрической энергии в местах общего пользования собственниками жилых помещений, а так же, арендаторами нежилых помещений расположенных в данном доме необходимо было применять методику, установленную в пункте 3 приложения № 2 Правил № 307, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение в жилом и в нежилом помещении определяется по установленной формуле - № 9.

Статья 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, судам следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях хозяйствующего субъекта – ООО «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи», занимающего доминирующее положение на рынке услуг передачи и распределению электрической энергии физическим лицам в границах городского поселения Угольные Копи:

- требований части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в ущемлении интересов других лиц, при заключении договора управления многоквартирным домом № 216 от 18.05.2011г., путем возложения на Собственника обязательств, не предусмотренных Правилами № 307, а так же, в отсутствии в договорах МКД информации, указание которой, в силу пункта 49 Правил № 307, является обязательной;

- требований пункта 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» части 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в применение иного метода определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования, отличного от предусмотренного положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 23 Правил № 307, последствия которого выразились, в заложении величины стоимости количества потребленной электрической энергии с собственников жилых помещений, а так же, с арендаторов нежилых помещений расположенных в данном доме, в местах общего пользования, в «Расчет тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома».

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные копи» нарушающими антимонопольное законодательство, в части соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением», а так же, пункта 10 части 1 статьи 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Обществу с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» предписания на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05/04-01 Ж

11 мая 2012 г.                                                                                                                           г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 01/04–01/12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» (находящимся по адресу: 689500, Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Первомайская, д.9), требований, установленных частью 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» а так же, пункта 10 части 1 статьи 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Обществу с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» в срок до 10.06.2012г. - прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- внести соответствующие изменения в договор № 216 от 08.05.2011г. управления многоквартирным домом по ул. Полярная, д 22, в части приведение данного договора, в соответствие нормам, изложенным в подпункте, «п» пункта 49, и подпункте «ж» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307);

- потребителям коммунальных услуг по адресу: ул. Портовая, д. № 22, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудованном частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, расчет оплаты за потребленную электрическую энергию производить в соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

11.05.2012 г.                                                                                                                         г. Анадырь

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 11.05.2012 г.

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 01/04–01/12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью  «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» (находящимся по адресу: 689500, Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Первомайская, д.9), требований, установленных частью 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представители ответчика:

- (…) – Генеральный директор (на основании устава);

– (…) – по доверенности от 10.01.2012г. №_01/12;

Заявитель

(…)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автон6омному округу (далее – Управление) 23.12.2011 г. поступило заявление жителя от жителя Анадырского муниципального района гр. (…) (далее – Заявитель) согласно которого, в действиях Общества с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис - Угольные Копи» (далее – Общество, Управляющая организация, ООО «ЧукотЖилСервис-Угольные Копи»), в виде недобросовестного исполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом (п. Угольные Копи 3, ул. Портовая, д. 22, кв. (…)), имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся, в ущемление интересов других лиц, путем: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Комиссия, проанализировав имеющиеся материалы в совокупности и взаимосвязи, пришла к следующим выводам:

Между Обществом и Заявителем заключен договор № 216 от 18.05.2011г. управления многоквартирными домами (далее – Договор МКД).

В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должна быть указана, следующая информация: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил).

Действие вышеуказанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых домах частного, государственного и муниципального жилищного фонда (пункт 2 Правил).

В силу пункта 3 Правил № 307 Исполнителем коммунальных услуг являются: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Потребителем коммунальных услуг, в силу пункта 3 Правил № 307, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из системного толкования ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, ст. 162 ЖК РФ, п. п. 3, 49 Правил № 307, следует вывод о неразрывности правовых статусов управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг, невозможности осуществления управляющей организацией только части функций по управлению многоквартирным домом, следовательно, получение хозяйствующим субъектом статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг, что в свою очередь, налагает на управляющую организацию обязательства, установленные нормами Правил № 307.

1. В нарушение подпункта «ж» п. 52 Правил № 307, обязывающего потребителя информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее десяти рабочих дней с даты произошедших изменений, Общество возложило на потребителя обязанность информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты в 3 (трех) дневный срок  (подпункт 3.3.3 пункта 3.3 главы 3 Договоров МКД).

Таким образом, сокращение до трех дней срока информирования исполнителя коммунальных услуг об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты нарушает право потребителя, предоставленного Правилами № 307, исполнять указанную обязанность не позднее 10 рабочих дней, и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно пункту 4 Правил № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «п» пункта 49 Правил № 307, исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию:

  • наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
  • размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
  • параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей);
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре);
  • наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.

Как выше было указанно, в силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Комиссией установлено, что в Договорах МКД, в нарушение подпункта «п» пункта 49 Правил № 307, не указана следующая информация:

  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб;
  • параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.

Таким образом, отсутствие в договорах МКД обязательных условий, установленных Правилами № 307, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Как следует из имеющихся материалов дела и подтверждается пояснениями Ответчика, в многоквартирном доме № 22 по ул. Портовая, установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии № 7000978.

Индивидуальные приборы учета собственников жилых помещений, а так же, арендаторов нежилых помещений расположенных в данном доме, подключены к коллективному (общедомовому) прибору учета электрической энергии, который фиксирует расход учета электрической энергии всего многоквартирного дома.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под платой за жилое помещение собственника понимается плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в нем, а также плата за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, абзац 2 пункта 7 Правил № 307 является отсылочной нормой к пункту 19 - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; к пункту 21 - при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета; а при наличии  коллективного (общедомового) прибора учета и наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям

В соответствии с пунктом 22 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно подпункту 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам № 307 размер платы за холодное, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, потребленные в жилом помещении, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудованном частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле (9):

 

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 2 0 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 2 0 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательство м Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Из данных норм права следует, что на собственников помещений многоквартирного жилого дома, оборудованного общедомовым прибором учета, опосредованно через исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность оплатить ресурсоснабжающей организации тот объем ресурса, который зафиксирован таким прибором учета (Аналогичная правовая позиция изложена в Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2007 № ГКПИ07-933, и подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 17.04.2008 № КАС08-116).

Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, указанный многоквартирный дом оборудован как общедомовым прибором учета электрической энергии на освещение мест общего пользования, так и индивидуальными приборами учета электрической энергии. Данное обстоятельство Управляющей организацией не оспаривается, более того, отраженно в представленных Комиссии пояснениях.

Однако, в рассматриваемом случае, Управляющая организация при формировании «Расчета тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома» № 22 по ул. Полярная, в цену услуги «Освещение мест общего пользования» включила, следующие составляющие:

  • 1 час работы электрика;
  • стоимость лампочек;
  • стоимость инструмента и средств работы на высоте;
  • количество потребленной электрической энергии в местах общего пользования;
  • содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома (светильников, т.е. выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования.

Из изложенного следует, что стоимость, количества электрической энергии в местах общего пользования, потребленной собственниками жилых помещений, а так же, арендаторами нежилых помещений расположенных в данном доме, изначально была заложена Управляющей организацией в «Расчет тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома», без учета норм изложенных в пунктах 22-23 Правил № 307.

Следовательно, применение иного метода определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования, отличного от предусмотренного положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 23 Правил (то есть без учета показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии), противоречит указанным нормам.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Принимая во внимания вышеизложенные обстоятельства, в совокупности и взаимосвязи, действия Управляющей организации по взиманию платы за количество потребленной электрической энергии в местах общего пользования с собственников жилых помещений, а так же, арендаторов нежилых помещений расположенных в данном доме, величина, которой изначально заложена в «Расчет тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома», в соответствии с пунктом 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», являются нарушением антимонопольного законодательства, так как, учитывая наличие коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, в рассматриваемом многоквартирном доме, Управляющей организацией при расчете количества потребленной электрической энергии в местах общего пользования собственниками жилых помещений, а так же, арендаторами нежилых помещений расположенных в данном доме необходимо было применять методику, установленную в пункте 3 приложения № 2 Правил № 307, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение в жилом и в нежилом помещении определяется по установленной формуле - № 9.

Статья 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, судам следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях хозяйствующего субъекта – ООО «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи», занимающего доминирующее положение на рынке услуг передачи и распределению электрической энергии физическим лицам в границах городского поселения Угольные Копи:

- требований части 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в ущемлении интересов других лиц, при заключении договора управления многоквартирным домом № 216 от 18.05.2011г., путем возложения на Собственника обязательств, не предусмотренных Правилами № 307, а так же, в отсутствии в договорах МКД информации, указание которой, в силу пункта 49 Правил № 307, является обязательной;

- требований пункта 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» части 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в применение иного метода определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования, отличного от предусмотренного положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 23 Правил № 307, последствия которого выразились, в заложении величины стоимости количества потребленной электрической энергии с собственников жилых помещений, а так же, с арендаторов нежилых помещений расположенных в данном доме, в местах общего пользования, в «Расчет тарифа на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома».

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

2. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные копи» нарушающими антимонопольное законодательство, в части соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением», а так же, пункта 10 части 1 статьи 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать наличие оснований для выдачи Обществу с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» предписания на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05/04-01 Ж

11 мая 2012 г.                                                                                                                           г. Анадырь

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 01/04–01/12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» (находящимся по адресу: 689500, Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Угольные Копи, ул. Первомайская, д.9), требований, установленных частью 1 статьи 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» а так же, пункта 10 части 1 статьи 10 «нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Обществу с ограниченной ответственностью «ЧукотЖилСервис – Угольные Копи» в срок до 10.06.2012г. - прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- внести соответствующие изменения в договор № 216 от 08.05.2011г. управления многоквартирным домом по ул. Полярная, д 22, в части приведение данного договора, в соответствие нормам, изложенным в подпункте, «п» пункта 49, и подпункте «ж» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307);

- потребителям коммунальных услуг по адресу: ул. Портовая, д. № 22, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудованном частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, расчет оплаты за потребленную электрическую энергию производить в соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 01/04–01/12 [format] => [safe_value] => Дело № 01/04–01/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-10 22:14:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-25 22:14:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336688440 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Чукотское УФАС России )