Вне конкуренции

Программа развития конкуренции потерпела «полное фиаско», признал вчера руководитель ФАС Игорь Артемьев (по «Интерфаксу»).

Правительство утвердило программу в 2009 г., она рассчитана до 2015 г.: нужно снижать административные барьеры, бороться с инфраструктурными ограничениями, развивать малый и средний бизнес, принимать специальные меры для отраслей.

О промежуточных итогах ФАС отчитывается в ежегодном докладе о состоянии конкуренции, доклад за 2011 г. служба представит сегодня правительству, вчера премьер Дмитрий Медведев обсудил его с экспертами «открытого правительства».

Есть некоторые улучшения в отдельных секторах: увеличилось число компаний в розничной торговле автомобилями, на рынке автосервисов, услуг связи и эксплуатации жилого фонда, указано в докладе. Об усилении конкуренции в отдельных секторах говорят и бизнесмены, ссылается ФАС на данные опросов Росстата. Наиболее сильные изменения — на рынке кокса и нефтепродуктов: 27% опрошенных отметили, что конкурентная среда улучшилась. Малый бизнес ощутил улучшения на рынке продуктов питания (35% респондентов). Снизились тарифы на подключение к электросетям, упростились процедуры международной торговли и регистрации прав собственности, пишет ФАС. Однако общий уровень конкуренции невысок, признает служба.

Документ недостаточно репрезентативный, критиковала доклад на заседании «открытого правительства» профессор РЭШ Наталья Волчкова, соответственно, и предлагаемые меры выглядят «зыбкими». Раскритиковали его и на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, замечания были у всех ведомств и представителей бизнеса, рассказывает федеральный чиновник.

Самая надежная оценка — места России в рейтингах, говорит вице-президент «Деловой России» Александр Осипов: 66-е место из 142 в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума и 120-е из 183 в Doing business. Дело не в том, есть ли конкуренция или нет, а достигаются ли главные цели — сдерживание цен и создание спроса на инновации, замечает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.