Свободу заказчикам!

Правительство Владимира Путина напоследок одобрило законопроект о создании Федеральной контрактной системы (ФКС), о котором чиновники спорили полтора года. Дальше дискуссия продолжится в Госдуме - антимонопольная служба и Минфин хотят поправить проект, который предоставляет ведомствам слишком много свободы при закупках.

Правительство одобрило законопроект о ФКС, он вносится в Госдуму, заявил замминистра экономического развития Михаил Осеевский по итогам последнего заседания кабинета министров в нынешнем составе. Он надеется, что Госдума примет документ в первом чтении в весеннюю сессию, а окончательно - до конца года.

По данным контрольного управления президента, при консолидированном госзаказе свыше 5 трлн руб. воруется 1 трлн. Правительство решило реформировать госзаказ в августе 2010 г. - тогда Путин утвердил программу повышения эффективности бюджетных расходов, одним из ее пунктов было создание ФКС. Действующий закон о госзаказе регулирует только процедуру закупок. Смысл же ФКС в контроле за всеми этапами - планированием покупок, организацией тендера, исполнением контракта, эффективностью использования закупленного товара или услуги.

Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в течение полутора лет не могли договориться, как провести реформу. Минэкономразвития предлагало принять отдельный закон о ФКС, отменив закон о госзаказе, ФАС - совершенствовать действующий акт. Службе не нравилось, что проект слишком сильно расширяет полномочия чиновников при закупках, увеличивая вес субъективных факторов. Но в итоге двум ведомствам удалось подготовить совместный проект.

Одобренный правительством документ расширяет полномочия заказчиков, например возвращает конкурс с предквалификацией участников, вводит двухэтапный конкурс - сначала заказчик проводит консультации с потенциальными исполнителями контракта и уточняет требования к закупке, затем проводит конкурс. Электронные аукционы, внедрение которых ФАС считает одним из основных достижений реформы госзаказа, предлагается проводить только при отсутствии уникальных требований к товару или услуге. У заказчика появляется возможность разорвать контракт, а если участник тендера готов снизить цену более чем на 25%, то ведомство сможет потребовать обосновать такую скидку.

Документ будет дорабатываться ко второму чтению в Госдуме, говорят Осеевский и руководитель ФАС Игорь Артемьев. Возглавит рабочую группу зампред Госдумы Александр Жуков, уточнил Артемьев. По его словам, у ФАС остались технические замечания (см.врез). Например, по финансовому обеспечению, знает федеральный чиновник, участвующий в обсуждении проекта: «Главные разногласия - с Минфином».

Есть серьезные нарушения принципов разграничения полномочий между регионами и муниципалитетами, возникают противоречия с Бюджетным и Гражданским кодексами, фактически выводятся из-под действия закона закупки бюджетных учреждений, не распространяется закон на закупки в IV квартале, в случае если средства на них выделялись через поправки к бюджету, перечисляет лишь некоторые замечания Минфина чиновник ведомства.

Одобрение правительством законопроекта - политическое решение, признает сотрудник аппарата правительства: «Иначе ведомства не договорились бы никогда». В таком виде ФКС не заработает, считает чиновник Минфина. «Проект будет дорабатываться - это обычная практика. Но не по основополагающим вопросам», - сказала «Ведомостям» министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Он направлен на преодоление коррупционной практики, сложившейся на базе применения закона о госзакупках, отмечает она, «в том числе через повышение прозрачности». Например, планируется доработать поправки в Бюджетный кодекс, уточнить разграничения полномочий между регионами и муниципалитетами, обещает Осеевский.

Некоторые вопросы в законопроекте пока недостаточно проработаны, замечает гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов: процедура оценки эффективности закупок сводится к общим фразам, не прописаны показатели полезности товара или услуги. «Но и принятая редакция закона о госзакупках 94-ФЗ не имела ничего общего с тем, что вносилось в Думу», - добавляет он. Когда принимался 94-ФЗ, была эйфория, что найдено простое решение для госзакупок, важно не повторить этой ошибки с ФКС, замечает проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. Процесс должен быть постепенным, уверен он: «В США ФКС создавалась десятилетиями». Земляки договорились

Артемьев и его коллеги из ФАС тоже из Питера - так Осеевский (ранее был вице-губернатором Санкт-Петербурга) объяснял успех в переговорах с ФАС: «Мы просто сели сами и в течение двух месяцев работаем лично - конечно, с нашими помощниками».