Жалобы на коммунальное хозяйство преобладают

Сфера деятельности: ЖКХ

Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу отчиталось о проделанной работе за 2010 год. На традиционную пресс-конференцию были приглашены представители средств массовой информации, которые в ходе мероприятия могли задавать вопросы.

АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ВЫРОСЛА

Как рассказал в начале конференции начальник Управления Сергей Скибин, в настоящее время работают десять сотрудников, на которых падает основная нагрузка по выявлению нарушений антимонопольного законодательства. Возросло и количество дел по двум основным направлениям. Это – контроль в сфере антимонопольного и рекламного законодательства и надзор за деятельностью государственных органов при производстве закупок на торгах и аукционах. В результате выявлено почти в два раза больше нарушений, чем за предыдущий отчетный период.
В целом были проведены 74 контрольных мероприятия по всем направлениям деятельности, возбуждено 62 дела и вынесено 55 решений о признании временных нарушений. Антимонопольщики выдали 60 предписаний и вынесли 29 постановлений о наложении штрафов на общую сумму более 12 млн. рублей. К административной ответственности привлечено 21 должностное и восемь юридических лиц.
Активность населения возросла. Больше всего жители округа жаловались на работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В этой сфере рассмотрено 16 дел, что составило 72,7% от общего количества. Наиболее частые нарушения антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ были допущены ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» – 6 дел, ООО «ЧукотЖилСервис-Анадырь» – 4, ОАО «Чукотэнерго» – 4.
Об этом рассказал заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства Виталий Шалфеев.
К наиболее значимым делам, рассмотренным отделом в 2010 году, можно отнести дело о нарушении ООО «ЧукотЖилСервис-Анадырь» антимонопольного законодательства, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка цено-
образования. Организация произвела перерасчет коммунальных услуг с нарушением постановления правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
В Провиденском филиале ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» было установлено нарушение требований антимонопольного законодательства, которое выразилось в необоснованном отказе предприятия от ведения расчетов объемов тепловой энергии по приборам учета.
Как пояснил Виталий Шалфеев, согласно Федеральному закону об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Эти организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
– Договор, регулирующий условия установки прибора учета энергетического ресурса, заключаемый с клиентами, – пояснил Виталий Шалфеев, – должен содержать условие об оплате цены равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

ЗАКОНЫ НУЖНО ЗНАТЬ

Временно исполняющая обязанности начальника отдела контроля органов власти, государственного и муниципального заказа Ираида Смолягина рассказала о том, что по этому направлению были проведены 37 контрольных мероприятий по проверке соблюдения требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По результатам проведенных мероприятий подготовлены 37 актов, содержащих выводы о наличии в действиях заказчика нарушений действующего законодательства в сфере размещения заказов. В связи с этим были выданы 32 предписания об устранении выявленных нарушений и возбуждены 16 дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков на общую сумму 565 тыс. рублей, из которых взыскано 505 тыс. рублей.
– Нарушения законодательства о размещении заказов, которые допускаются заказчиками, конкурсной, аукционной, котировочной комиссией, едиными комиссиями, – продолжила Ираида Смолягина, – выражались в том, что процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок проводились ранее срока, установленного извещением о проведении торгов, документацией о торгах или извещением о проведении запроса котировок. Другое типичное нарушение связано с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленным в конкурсной документации, применением критериев оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренных извещением о проведении конкурса, конкурсной документацией, нарушением порядка определения победителя конкурса, аукциона, запроса котировок.
Заказчики также необоснованно сокращали сроки подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, допускали несвоевременное опубликование протоколов, составленных в ходе размещения заказа, или их не размещали на официальном сайте.
За прошедший год поступили 13 обращений от органов власти и органов местного самоуправления для предоставления государственной или муниципальной преференции, восемь из которых – в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и пять – в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По результатам рассмотрения вышеуказанных обращений приняты решения о даче согласия на предоставления государственной или муниципальной преференции только шести лицам.
В целях соблюдения государственными и муниципальными заказчиками требований действующего законодательства антимонопольным органом рассмотрены 65 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком и 22 уведомления о размещении заказа у единственного поставщика. По результатам проверки предоставленных пакетов документов нарушений не выявлено, все обращения согласованы в установленные законодательством сроки.
Безусловно, к нарушителям антимонопольного законодательства применялись различные санкции, в том числе и немалые штрафы. Но почему же ситуация с нарушениями усугубляется, особенно в коммунальном хозяйстве? Может быть, малы штрафы? Или коммунальщики не хотят или не умеют работать?
Работники антимонопольной службы утверждают, что, во-первых, благодаря активности населения, выросло количество выявленных нарушений. Во-вторых, штрафы немалые, а в случае повторных нарушений возрастают еще значительнее. Поэтому склоняются больше к главному – работники ЖКХ, как, впрочем, и все остальные, должны хорошо знать антимонопольное законодательство и не нарушать его.

Сергей ВАСИЛЬЕВ