Чукотское УФАС продолжает работу по снятию логистических барьеров на товарные рынки Чукотского автономного округа.

Чукотским УФАС России в 2020 году, определено приоритетное направление по обеспечению конкурентного доступа к услугам по пассажирским перевозкам, перевозкам  коммерческих грузов воздушными суднами по территории Чукотского автономного округа.

Ценовая политика в Чукотском автономном округе сформирована высококонцентрированными товарными рынками, на которых свою деятельность осуществляют преимущественно доминирующие субъекты.

Управление проанализировало товарный рынок на услуги по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах Чукотского автономного округа. Поводом стало обращение граждан в Чукотское УФАС на действия ограничивающие выполнение регулярных рейсов в аэропорт Певек и на высокую стоимость услуг по наземному обслуживанию. 

Из анализа соответствующего товарного рынка на услуги по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах Чукотского автономного округа, следует, что в одних и тех же продуктовых и географических границах осуществляют деятельность только два хозяйствующих субъекта - ФКП «Аэропорты Чукотки» и ГП ЧАО «ЧукотАВИА», которые разделили товарный рынок по территориальному принципу, объему продажи, покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров, составу продавцов.

По результатам проверки обращений перевозчиков ФКП ЧАО «Аэропорты Чукотки» выдано Предупреждение о совершении действий,  направленных на раскрытие информации о деятельности аэропорта Певек в период ремонта взлетно-посадочной полосы в целях обеспечения доступа, на рынок неопределенного круга хозяйствующих субъектов.

Чукотским УФАС России в отношении ФКП ЧАО «Аэропорты Чукотки» и ГУП ЧАО «ЧукотАВИА» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения требований установленных пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона о Защите конкуренции в сфере оказания услуги по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту Певек.

 Кроме того, в отношении ГУП ЧАО «ЧукотАВИА» возбуждено антимонопольное дело по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», о злоупотреблении при формировании и поддержании монопольно высоких цен на внутрирегиональных пассажирских перевозках.

Чукотское УФАС России и далее намерено проводить детальный анализ деятельности, особенно ценовой политики доминирующих хозяйствующих субъектов не только в сфере авиационных перевозок, но в иной транспортной отрасли составляющих логистическую цепочку по доставке пассажиров и коммерческих грузов на территорию Чукотского автономного округа.

Задача Чукотского УФАС России обеспечить ценовую политику в округе, основанную на добросовестной конкуренции, особенно в социально значимых сферах оказания услуг.

Для справки

Авиационная инфраструктура Чукотского АО включает в себя 34 взлетно-посадочные и вертолётные площадки в населённых пунктах и 9 аэропортов.

Взлетно-посадочные площадки и вертолетные площадки находятся в ведении муниципальных образований.

Аэропорты – «Анадырь» имени Юрия Рытхэу,  «Марково», «Залив Креста», «Бухта Провидения», «Кепервеем», «Беринговский», «Лаврентия»,  «Омолон» и «Певек» - входят в состав Федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки». Таким образом, ФКП является единственным и безальтернативным объектом транспортной инфраструктуры региона, с помощью которого осуществляются регулярные дальнемагистральные авиарейсы и местные перевозки пассажиров в населенные пункты округа воздушными судами гражданской авиации.

Регулярные пассажирские авиарейсы, доставку грузов и почты, санрейсы осуществляет ГП ЧАО «ЧукотАВИА».  

Внутрирегиональные авиаперевозки по территории Чукотки не имеют альтернативы.  Авиация – единственный круглогодичный вид транспорта.

В связи с высокой себестоимостью авиаперевозок и низкой платежеспособностью населения Правительство Чукотского автономного округа субсидирует пассажирские авиарейсы на всех 59 местных маршрутах.  Специальные авиатарифы установлены  ниже экономически-обоснованных в среднем в 3-4 раза, в зависимости от типа воздушного транспорта и отдаленности населенного пункта составляют от 5 до 17 тыс. рублей.