Анализ состояния конкурентной среды на рынке погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах на территории Чукотского автономного округа в 2012 - 2015 гг.

 

Анализ состояния конкурентной среды

 на рынке погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах

на территории Чукотского автономного округа в 2012 - 2015 гг.

1. Общие положения

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынке погрузо-разгрузочных работ в морских и речных портах на территории Чукотского автономного округа (далее - Анализ) проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок анализа рынка), и в соответствии с пунктом 2.1 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 – 2016, утвержденный приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 (далее – План работы).

Целью проведения Анализа является оценка положения хозяйствующих субъектов на рынках погрузочно-разгрузочных работ в портах и состояния конкуренции на данных рынках в определенных географических границах.

В качестве исходной информации для Анализа использовались:

- сведения Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа;

- информация хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по погрузо-разгрузочным работам в морских и речных портах на территории Чукотского автономного округа.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по погрузочно-разгрузочным работам в морских и речных портах проведены в соответствии со следующими нормативными документами:

1.   Приказ ФАС России от 02.08.2010 № 220  «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»;

2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

4. Федеральный закон от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем транспорте»;

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 590 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям»;

8. Данные с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта (http://www.morflot.ru/deyatelnost/reestr_mp.html);

9. Данные с официального сайта Министерство транспорта Российской Федерации (http://rostransnadzor.ru/deyatel-nost/gosudarstvenny-e-uslugi/litsenzirovanie-pogruzochno-razgruzo-2/).

 

 

 

2. Временной интервал исследования

Временной интервал исследования рынка – 2012 – 2015 гг.

3. Продуктовые границы товарного рынка

В настоящее время на внутренних водных путях России функционирует 67 портов (по данным с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта).

Материально-техническая база портов разнообразна и включает сооружения, обеспечивающие безопасность стоянки и движения судов в портах (молы, волноломы, подходные каналы), причалы, на которых производятся погрузочно-разгрузочные работы, перегрузочное оборудование (краны, авто- и электропогрузчики), склады (крытые и открытые), железнодорожные пути, портовый флот (буксиры, катера), ремонтные мастерские, бункеровочные базы, средства связи и т.д.

В аналитическом отчете используются следующие понятия:

погрузочно-разгрузочные работы – комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. Традиционно такие работы применяются для погрузки или выгрузки грузов, вручную или при помощи специализированной техники.

В качестве основных технических характеристик показателей услуг по погрузке-выгрузке грузов принимаются:

функциональное назначение причала;

технические характеристики услуги;

требуемое технологическое оснащение причала (наличие перегрузочного оборудования, кранов и др.).

Важной экономической характеристикой является цена предоставления  данной услуги.

Иные понятия, в том числе: взаимозаменяемые товары; товарный рынок; хозяйствующий субъект и т.д. используются в значениях, данных в основных понятиях статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Состав погрузочно-разгрузочных работ устанавливается исходя из набора работ, оказываемых продавцами на базе товарной группы - номенклатуры обрабатываемых грузов (насыпные и навалочные грузы, в т.ч. строительные грузы, уголь, прочие; зерно; генеральные грузы, в т.ч. лесные грузы в судах, металлы черные и цветные, тарно-штучные грузы; наливные грузы) в портах.

Погрузочно-разгрузочные работы в портах сегментируются  по вышеуказанным видам перерабатываемых грузов, поскольку при перегрузке грузов различных категорий требуется различная не взаимозаменяемая материально-техническая база.

При определении услуги устанавливается ее принадлежность к классификационной группе с использованием действующего общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), рассматриваемая услуга относится к разделу Н коду 52.24 «Транспортная обработка грузов». Эта группировка включает погрузку и разгрузку грузов и багажа пассажиров независимо от вида транспорта, используемого для перевозки.

Предварительное определение товара также проводится на основе разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности. По информации с официального сайта РОСТРАНСНАДЗОРА лицензии на осуществление деятельности по перемещению опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу на территории Чукотского автономного округа имеют три предприятия.

Деятельность по перевозкам опасных грузов включает следующие работы:

перевозки внутренним водным транспортом опасных грузов;

перевозки морским транспортом опасных грузов.

Опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

При перевозках морским транспортом классы опасных грузов устанавливаются в соответствии с частью А главы VII Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и главой 2.0 Международного морского кодекса по опасным грузам.

При перевозках внутренним водным транспортом классы опасных грузов устанавливаются в соответствии с главой 2.1 Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 590 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям»).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе оказывающих услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством утвержден Постановлением ФЭК РФ от 05.08.2003 № 61-т/1 «Об изменении регистрационных номеров организаций, включенных в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте».

С точки зрения потенциального потребителя услуг, хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в портах, такие услуги реализуют единую функцию – перегрузка груза с водных видов транспорта на причалы порта или с причалов порта на водные транспортные средства и не имеют товара – заменителя.

Учитывая вышеизложенное, продуктовыми границами рынка будут являться погрузка и выгрузка грузов в портах Чукотского автономного округа.

4.    Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке  определение географических границ товарного рынка заключается в определении территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ товарного рынка погрузочно-разгрузочных работ необходимо придерживаться бассейнового принципа. Согласно приказу ФСТ России от 20.12.2007 № 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации», морские порта Чукотского автономного округа находятся в пределах Арктического бассейна.

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В целях настоящего анализа в состав поставщиков услуг по погрузке и выгрузке грузов в портах на территории Чукотского автономного округа, включаются хозяйствующие субъекты, оказывавшие такие услуги в анализируемый период времени.

 

№ п/п

Наименование организации, форма собственности

ФИО руководителя

Контакты

Адрес электронной почты

1

ОАО «Анадырский морской порт»

Тюхтий Виктор Анатольевич (генеральный директор)

689000, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 73

Тел: (42722)2-03-42

Факс: (42722)2-62-31

morport@chukotka.ru

2

ОАО «Анадырский морской порт» Погрузочно – разгрузочный комплекс/ППК Беринговский (перегрузка осуществляется с рейда)

Тюхтий Виктор Анатольевич (генеральный директор)

689101, Чукотский АО, Беринговский район, п. Беринговский, ул. Набережная, д. 8

Тел: (42733)3-24-85; 3-15-24;

Факс: (42733) 3-32-06

seaport@chukotka.ru

3

ОАО «Анадырский морской порт» ППК Провидения

Тюхтий Виктор Анатольевич (генеральный директор)

689251, Чукотский АО, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева, д. 10

Тел: (42735)2-22-35; 2-23-93;

Факс: (42735)2-21-35

prvmorport@mail.ru

4

НАО «Морской порт Эгвекинот»

Подорожный Виктор Геннадьевич (директор)

689202, Чукотский АО, Иультинский район, п. Эгвекинот, ул. Портовая, д. 1

Тел: (42734)2-32-32

Факс: (42734)2-22-42

OAOMREgvekinot@mail.ru

5

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

Белинский Вадим Васильевич (генеральный директор)

689400, Чукотский АО, г. Певек, ул. Полярная, д. 5

Тел: (42737)4-24-73; 4-24-63;

Факс: (42737)4-25-51

wolna@chukotka.ru

 

По информации, предоставленной ОАО «Анадырский морской порт», ОАО «Анадырский морской порт» ППК Беринговский, ОАО «Анадырский морской порт» ППК Провидения входят в одну группу лиц ОАО «Анадырский морской порт». Так как для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке определяется также принадлежность к группе лиц. Хозяйствующие субъекты, действующие на данном рынке и составляющие группу лиц, рассматриваются как один хозяйствующий субъект.

Все три хозяйствующих субъекта приказом от 05.08.2003 № 61-т/1 и приказом от 22.01.2003 № 18-т включены в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте на территории Чукотского автономного округа.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

По каждому из участвующих в анализе портов, в разрезе осуществляющих в нем деятельность хозяйствующих субъектов, указывается номенклатура перегружаемых грузов в предлагаемой табличной форме.

В соответствии с п. 6.1 Порядка основным показателем для расчета товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке, который может использоваться как в  натуральном, так и в стоимостном выражении.

 

 

Таблица 1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие

 услуги по погрузочно-разгрузочной деятельности в портах

№ п/п

Наименование порта

Наименование хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по погрузке-выгрузке грузов

Вид грузов

насыпные и навалочные (тыс. т)

генеральные (тыс. т)

зерно

наливные

строительные

уголь

прочие

лесные в судах

металлы черные и цветные

тарно-штучные

прочие

2012 год

1

Анадырь, Беринговский

ОАО «Анадырский морской порт»

-

115,6

-

0,6

0,3

3,9

33,3

-

22,3

2

Певек

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

-

75,2

7,2

2,8

1,6

0,9

121,162

-

-

3

Эгвекинот

НАО «Морской порт Эгвекинот»

58

72,972

1,611

-

0,593

18,343

3,664

-

-

 

ИТОГО

 

58

263,772

8,811

3,4

2,493

23,143

158,126

-

22,3

2013 год

1

Анадырь, Беринговский

ОАО «Анадырский морской порт»

-

174,1

2,7

0,8

0,4

3,4

35,8

 

20,7

2

Певек

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

-

63,796

6,2

0,126

3,7

0,6

158,51

-

-

3

Эгвекинот

НАО «Морской порт Эгвекинот»

-

76,219

2,793

-

0,292

15,179

40,407

-

-

 

ИТОГО

 

-

314,115

11,693

0,926

4,392

19,179

234,717

 

20,7

2014 год

1

Анадырь, Беринговский, Провидения

ОАО «Анадырский морской порт»

-

211,3

3,7

2,4

7,8

8,5

50,1

-

21,9

2

Певек

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

-

86,382

-

0,692

0,608

-

192,63

-

-

3

Эгвекинот

НАО «Морской порт Эгвекинот»

-

105,685

1,792

-

0,353

15,555

1,853

-

-

 

ИТОГО

 

-

403,367

5,492

3,092

8,761

24,055

244,583

-

21,9

2015 год

1

Анадырь, Беринговский, Провидения

ОАО «Анадырский морской порт»

-

225,2

3,0

-

4,7

2,4

43,6

-

21,3

2

Певек

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

-

78,931

-

0,573

2,213

-

184,518

-

-

3

Эгвекинот

НАО «Морской порт Эгвекинот»

-

95,037

1,076

-

0,338

16,590

2,516

-

-

 

ИТОГО

 

-

399,168

4,076

0,573

7,251

18,99

230,634

-

21,3

 

Расчет объема каждого сегмента товарного рынка услуг по погрузке-выгрузке грузов в портах и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется отдельно (насыпные и навалочные грузы; зерно; генеральные грузы; наливные грузы) на основании показателя грузооборота, исчисляемого в натуральном выражении.

Количественные показатели, характеризующие структуру данного рынка (число хозяйствующих субъектов, объем товарного рынка, доля каждого субъекта на рынке), рассчитывались на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Результаты расчета долей хозяйствующих субъектов,

 осуществляющих услуги по погрузочно-разгрузочной деятельности

№ п/п

Наименование порта

Наименование хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по погрузке-выгрузке грузов

Доли хозяйствующих субъектов по видам грузов (%)

насыпные и навалочные (тыс. т)

генеральные (тыс. т)

зерно

наливные

строительные

уголь

прочие

лесные в судах

металлы черные и цветные

тарно-штучные

прочие

2012 год

1

Анадырь, Беринговский

ОАО «Анадырский морской порт»

35%

20%

0

100%

2

Певек

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

25%

68%

0

0

3

Эгвекинот

НАО «Морской порт Эгвекинот»

40%

12%

0

0

 

ИТОГО

 

100%

100%

0

100%

2013 год

1

Анадырь, Беринговский

ОАО «Анадырский морской порт»

54%

16%

0

100%

2

Певек

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

22%

63%

0

0

3

Эгвекинот

НАО «Морской порт Эгвекинот»

24%

21%

0

0

 

ИТОГО

 

100%

100%

0

100%

2014 год

1

Анадырь, Беринговский, Провидения

ОАО «Анадырский морской порт»

53%

25%

0

100%

2

Певек

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

21%

69%

0

0

3

Эгвекинот

НАО «Морской порт Эгвекинот»

26%

6%

0

0

 

ИТОГО

 

100%

100%

0

100%

2015 год

1

Анадырь, Беринговский, Провидения

ОАО «Анадырский морской порт»

57%

20%

0

100%

2

Певек

ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек»

19%

73%

0

0

3

Эгвекинот

НАО «Морской порт Эгвекинот»

24%

7%

0

0

 

ИТОГО

 

100%

100%

0

100%

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

При рассмотрении рынка услуг по погрузке и выгрузке грузов в портах рассматривается показатель – коэффициент рыночной концентрации (CRn), который рассчитывается как процентное отношение реализации услуг определенным количеством крупнейших хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке к общему объему реализации услуг на данном рынке.

В период 2012 – 2015 гг. на анализируемом товарном рынке осуществляли деятельность 3 (три) хозяйствующих субъекта, ОАО «Анадырский морской порт» и ОАО «Морской ордена «Знак Почета» торговый порт Певек», НАО «Морской порт Эгвекинот».

Уровень концентрации рынка услуг по погрузке – выгрузке грузов в портах на территории Чукотского автономного округа высокий, так как:

- CR3=100%, высокий – при 70%< CR3< 100% (2012 – 2015 гг. по всем видам грузов);

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Насыпные и навалочные грузы:

- HHI=3450, высокий – при 2000<HHI<10000 (2012 год);

- HHI=3976, высокий – при 2000<HHI<10000 (2013 год);

- HHI=3926, высокий – при 2000<HHI<10000 (2014 год);

- HHI=4186, высокий – при 2000<HHI<10000 (2015 год);

Генеральные грузы:

- HHI=5168, высокий – при 2000<HHI<10000 (2012 год);

- HHI=4666, высокий – при 2000<HHI<10000 (2013 год);

- HHI=5421, высокий – при 2000<HHI<10000 (2014 год);

- HHI=5778, высокий – при 2000<HHI<10000 (2015 год);

Наливные грузы:

- HHI=10000, высокий – при 2000<HHI<10000 (2012 – 2015 гг.);

Исследуемый рынок относится к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией, а потому высококонцентрированный.

8. Барьеры  входа на товарный рынок

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке. На рассматриваемом рынке присутствуют следующие барьеры:

    Экономические:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- большой экономический потенциал существующих организаций в сфере погрузо-разгрузочных работ, способных при наличии спроса без особых затрат значительно увеличить объемы производства (эффект масштаба производства);

- необходимость больших инвестиций на создание инфраструктуры для осуществления услуг по транспортной обработке грузов в портах, большой срок окупаемости инвестиций.

2. Административные:

- необходимость получения лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

- препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

- экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

1. Рынок погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах на территории Чукотского автономного округа в исследуемом периоде относится к высококонцентрированному типу с неразвитой конкуренцией.

2. Дополнительно сообщаем, в 2012 – 2015  гг. дела о нарушении антимонопольного законодательства на рынке погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах Чукотским УФАС России не возбуждались.

 

Приложение:

Копия лицензии серия 87 № 00012, предоставленная ООО «Чистый мир», в 1 экз. на 2 л.;

Копия лицензии серия 87 № 00038, предоставленная ООО «Анадырская транспортная компания», в 1 экз. на 3 л.