Письмо ФАС России Министерству юстиции Российской Федерации о нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации

 

На № 16/36514-юл от 12.05.12


Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев письмо Министерства юстиции Российской Федерации № 16/36514-юл от 12.05.12 и представленную редакцию проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее - проект закона, законопроект), сообщает. 

Внедрение на всей территории Российской Федерации единообразных размеров нотариального тарифа, который включает в себя как плату за совершение нотариальных действий, так и плату за услуги правового и технического характера, может привести к установлению тарифа, который покроет самые высокие издержки нотариуса, одновременно обеспечив его стабильно высокий доход при осуществлении нотариальной деятельности в наиболее экономически развитых регионах. Тариф, который будет экономически оправдан, например, для московских нотариусов, будет необоснованно завышен для иных регионов, что является нарушением таких основополагающих принципов гражданского права, как разумность и справедливость. С учетом общественной значимости нотариальных действий, все население Российской Федерации должно получить возможность обращаться за нотариальной помощью, в т.ч. социально незащищенные граждане.

ФАС России считает, что плата за услуги правового и технического характера не может являться составной частью нотариального тарифа (т.к. это технологически разные операции; кроме того, при оказании нотариусом таких услуг возникают не публично-правовые, а гражданско-правовые отношения).

В Федеральном законе «О нотариальной деятельности в Российской Федерации» следует четко разграничить «нотариальные действия» и «услуги правового и технического характера», а также привести определения этих терминов в ст. 7 законопроекта «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». 

Взимание нотариального тарифа возможно установить исключительно для оплаты удостоверения сделок и бесспорных фактов. При этом нотариальный тариф не должен превышать государственную пошлину за совершение нотариальных действий, установленную в Налоговом кодексе Российской Федерации. 

Единые для применения на всей территории Российской Федерации величины нотариальных тарифов следует установить в законе. Перечень услуг правового и технического характера, оказываемых при осуществлении нотариального действия, а также порядок их оказания нотариусами следует регламентировать в подзаконном акте Министерства юстиции Российской Федерации. Полагали бы целесообразным утверждение Методики расчета платы за услуги правового и технического характера Правительством Российской Федерации. Данная методика должна являться основой определения региональными нотариальными палатами в соответствующих регионах размеров оплаты указанных услуг (при условии обязательного предварительного согласования размеров платы за услуги правового и технического характера с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства).

Предложенный подход позволит обеспечить:

- прозрачность формирования нотариальных тарифов и размеров платы за услуги правового и технического характера;

- доступность нотариальной помощи;

- создание такой системы нотариата, которая в полной мере будет соответствовать интересам и потребностям общества.


Кроме изложенного, имеются замечания к отдельным положениям проекта закона.

В частности, нельзя согласиться с необходимостью взимания нотариального тарифа в полуторном размере при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы. Само по себе совершение нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы не является самостоятельным нотариальным действием. Вышеназванное условие оказания нотариальных услуг экономически неоправданно (особенно в случаях, когда размер нотариального тарифа устанавливается в процентном отношении от суммы договора, стоимости имущества). Считаем возможным закрепить в тексте закона условие, что при совершении нотариальных действий за пределами нотариальной конторы, нотариусу выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого должен устанавливаться в твердой денежной сумме на основании соответствующей методики и согласовываться с уполномоченным органом государственный власти. Одновременно считаем возможным сохранить обязанность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, компенсировать транспортные расходы нотариуса.

Предусмотренный законопроектом подход к формированию материальных ресурсов для социальной поддержки отдельных категорий населения представляется некорректным, поскольку приведет к ущемлению прав и законных интересов, а также ухудшит материальное положение граждан и юридических лиц, которые обратятся за совершением нотариальных действий. По мнению ФАС России, обеспечение нотариальной помощью определенных категорий населения бесплатно или на льготных условиях – социальная обязанность государства. Заметим, что при отсутствии материальной заинтересованности нотариуса в совершении нотариальных действий по обращениям льготников может увеличиться вероятность необоснованных отказов от оказания нотариальной помощи. 

Поэтому представляется целесообразным использовать принципиально иные механизмы компенсации нотариусам, занимающимся частной практикой, неполученных сумм тарифа при оказании нотариальной помощи льготным категориям граждан. ФАС России считает возможным при доработке соответствующих положений законопроекта использовать подходы, предложенные Центром развития континентального права и представленные в 2010 году в ФНП. В качестве базовых Центром развития континентального права были выбраны 2 подхода: 

- предоставление нотариусам профессиональных налоговых вычетов в сумме неполученных доходов на обслуживание льготных категорий (данный подход предполагает внесение изменений в ст. 221 НК РФ);

- разработка механизма возмещения неполученных доходов за счет средств федерального бюджета.

ФАС России считает нецелесообразным введение запрета нотариусам «пользоваться услугами лиц, не являющихся работниками нотариуса, для составления проектов нотариальных актов» (п. 5 ч. 1 ст. 33 «Ограничения, связанные со статусом нотариуса»), т.к. для подготовки нотариальных актов, в ряде случаев, требуются специальные познания, которыми нотариус и его персонал могут не обладать (например, знание основ зарубежного частного права, выполнение переводов текстов документов на другой язык и пр.).

Полагаем необходимым конкретизировать механизм реализации положений о «выделении (органами государственной власти субъекта Российской Федерации) помещений» нотариусам при образовании нотариального округа в малонаселенных и труднодоступных местах, экономическое развитие которых не позволяет нотариусу осуществлять нотариальную деятельность на началах финансовой самостоятельности (чч. 1,3,4 ст. 23 законопроекта). При этом следует учитывать требования ст. 171 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В частности п. 5 ч. 1 указанной нормы устанавливает: заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.

ФАС России обращает внимание, что при формировании положений Гл. 21 законопроекта о передаче исполнительным органом власти своих полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов нотариальной палате необходимо учитывать требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Целесообразно было бы предусмотреть административную ответственность нотариусов и иных уполномоченных на совершение нотариальных действий лиц за необоснованный отказ от совершения нотариальных действий, а также за неисполнение требований ч. 2 ст. 158 «Отказ в совершении нотариального действия» законопроекта об оформлении письменного отказа в совершении нотариального действия. Подобные меры будут способствовать снижению количества необоснованных отказов в совершении нотариальных действий, в т.ч. при обращениях «льготников», а также иных заинтересованных лиц, обратившихся за совершением «недорогих» нотариальных действий.

Считаем неприемлемым включение условия о возникновении обязанности по оплате нотариального тарифа у лица, отказавшегося от совершения нотариального действия после возбуждения нотариального производства (ч. 3 ст. 161 проекта закона). В данном случае нотариальное действие фактически не совершается. Подобное условие противоречит общим принципам гражданского права и приводит к возникновению у нотариуса необоснованного дохода, при одновременном ущемлении прав и законных интересов лица, отказавшегося от совершения нотариального действия. 

По мнению ФАС России, при определении количества нотариусов в нотариальном округе такой критерий, как «потребность в совершении нотариальных действий в данном нотариальном округе» (п. 2 ч. 1 ст. 22 законопроекта) представляется весьма размытым и нечетким. Помимо указанных в ч. 1 ст. 22 критериев следует учитывать уровень деловой активности в регионе, экономическое развитие региона, результаты переписи населения, результаты опросов граждан, постоянно или временно проживающих на определенной территории, с целью выявления степени удовлетворенности населения качеством работы нотариусов.

В заключение отметим, что с вступлением в силу Федерального закона от 06 декабря 2012 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии.

Просим учесть замечания ФАС России при подготовке проекта закона. Федеральная антимонопольная служба надеется на плодотворное сотрудничество и выражает готовность участвовать в работе по доработке законопроекта.


И.Ю. Артемьев