Анализ состояния конкуренции на рынках услуг по авиатопливообеспечению в аэропортах Чукотского автономного округа.

Исследование проведено во исполнение пункта 5 приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы».
Чукотский автономный округ по своему географическому положению относится к районам Крайнего Севера, отличается значительной отдаленностью от центра России. Единственным видом пассажирского транспорта на межрегиональных перевозках является авиация.
На территории Чукотского автономного округа расположены 2 аэропорта Федерального значения (аэропорт Анадырь и аэропорт Певек), 8 аэропортов регионального значения (Лаврентия, Кепервеем, Мыс Шмидта, Омолон, Провидения, Залив Креста, Беринговский, Марково), а так же несколько посадочных площадок («Купол», «Комсомольский», «Валунистый» и др.).
ФГУП «ЧукотАвиа» аэропорт Анадырь расположен в п. Угольные Копи – 3, ул. Портовая, 6.
ФГУП «ЧукотАвиа» филиал аэропорт Певек расположен на территории ЧАО, п. Аппапельгино, Чаунского района, ул. Чкалова-1.
Количество перевозимых пассажиров, средний объем перевозимых грузов в тыс. тонн показано в таблице № 1.

                                                                                                                        Таблица №1



Наименование показателя

Единица измерения

Аэропорт Анадырь

Аэропорт Певек

2008 год

1 полугодие 2009 г.

2008 год

1 полугодие 2009 г.

Отправки:

- пассажиров

-почты

-груза

пасс.

тн.

тн.

43956

366

709

16360

180

204

11355

10

81

4020

4

33

Прибытие:

- пассажиров

-почты

-груза

пасс.

тн.

тн.

37090

162

1939

12294

80

780

9644

28

1085

2868

16

540

На территории Чукотского автономного округа авиационный транспорт имеет решающее значение для населения Чукотки и экономики региона в целом. Это единственный вид транспорта, который обеспечивает круглосуточную доступность между населенными пунктами округа.
Отсутствие автомобильных и железных дорог на территории округа, возможность использование морского пути сообщения только в период навигации, требует наличия аэропортов в населенных пунктах Чукотского автономного округа необходимы для удовлетворения спроса и потребностей населения.
Участники локального рынка.
Участниками рынка являются службы ГСМ входящие в структуру авиапредприятия ФГУП «ЧукотАВИА».
Краткие сведения на службы ГСМ:
1. Аэропорт Анадырь - емкостной парк 10 000 м3, среднегодовой расход авиатоплива ТС-1-12 500 тонн. Сертификат соответствия ФАВТ А.04,00861 от 10.08.2007 года. Услугами авиатопливообеспечению до 01.09.2009 года пользовались все авиакомпании, осуществляющие авиаперевозки в аэропорт Анадырь – «ЧукотАВИА», «ТрансАЭРО», «Владивосток АВИА», ФСБ России и другие в т.ч.и иностранные. С 01.09.2009 года авиатопливообеспечение воздушных судов АК «ТрансАЭРО», «Владивосток АВИА» выполняет топливозаправочный комплекс ГУП ЧАО «Чукотснаб».
2. Филиал аэропорт Певек – рабочий объем емкостного парка 3000м3, среднегодовой расход авиатоплива ТС-1 до 2000 тонн. Сертификат соответствия ФАВТ А.04.00862 от 10.08.2007 года. Услугами по авиатоплообеспечению пользуются все авиакомпании осуществляющие авиаперевозки а аэропорт Певек – «ЧукотАВИА», «Кав. Минводы», «НАЛКО», ФСБ России и другие.

Структура рынка. Характеристика договорных отношений.
Службы ГСМ ФГУП «ЧукотАВИА» аэпорта Анадырь и Филиал аэропорт Певек оказывают:
- Поставщикам авиатоплива услуги по хранению принадлежащего им авиатоплива и заправке воздушных судов авиакомпаний, с которыми у поставщиков нефтепродуктов заключены Договоры на поставку авиатоплива в аэропорт.
- Авиакомпаниям услуги по хранению авиатоплива приобретенного в ГУП ЧАО «Чукотснаб».
1. Договоры хранения имеются с основным Поставщиком авиатоплива для всего Чукотского автономного округа – ГУП ЧАО «Чукотснаб», а так же потребителями авиатоплива – ФСБ России, ТЗК «Туполев сервис» и другие. Доступ свободный – любая авиакомпания, организация может хранить свое авиатопливо (либо приобретенное в ГУП ЧАО «Чукотснаб») при наличии Договора хранения и свободных емкостей на складе ГСМ ФГУП «ЧукотАВИА».
2. Авиатопливо приобретается организациями у Поставщика авиатоплива для всего Чукотского автономного округа – ГУП ЧАО «Чукотснаб» в объемах необходимых для обеспечения воздушных перевозок согласно расписания и в больших объемах, если это необходимо самой авиакомпании.
3. Резервуарные парки служб ГСМ в а/п Анадырь и а/п Певек рассчитаны на круглогодичное хранение ТС-1. Учитывая, что круглогодичный расход ТС-1больше чем вышеуказанный объемы резервуарных парков складов ГСМ, через 200-250 дней хранения поставленного в навигационный период объема авиатоплива, как правило, требуется его пополнения со складов ГСМ ГУП ЧАО «Чукотснаб».
4. За наличием неснижаемого запаса авиатопливо на складах ГСМ ФГУП «ЧукотАВИА» следит хозяин авиатоплива, он поставщик – ГУП ЧАО «Чукотснаб».

Технико-технологические характеристики ТЗК.
1. Аэропорт Анадырь –емкостной парк 10 000м3, среднегодовой расход 12500 тонн ТС-1.
2. Для проведения необходимых различных видов контроля качества поступающего, хранимого и расходуемого количества авиа ГСМ имеется лаборатория ГСМ. Сертификат соответствия ФАВТ А.05.00730 от 11.04.2007 года.
3. Происходит хранение авто ГСМ в размере месячной потребности имеющегося в аэропортах транспорта и задействованного на обеспечения авиаперевозок.
4. Способы доставки авиа ГСМ.
В а/п Анадырь авиатопливо ТС-1 доставляется по трубопроводу.
В а/п Певек авиатопливо доставляется автотранспортом.

Приобретение авиа ГСМ.
Возможностей самостоятельного приобретения авиа ГСМ аэропортами ФГУП «ЧукотАВИА» не имеется в связи со сложным экономическим положением ФГУП «ЧукотАВИА» в настоящее время.

Конкуренция на рынке услуг по авиатопливообеспечению в Чукотском автономном округе не развитая.