Анализ конкуренции рынка услуг водоснабжения и водоотведения на территории Чукотского автономного округа за 2009 -2010 годы.

Сфера деятельности: ЖКХ

I.      Общие положения

Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению проводится в соответствии с пунктом 2.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66.

Цель Анализа - оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Чукотского автономного округа.

Анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению проведен в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

При анализе состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению в качестве исходной информации использованы:

- сведения, полученные от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу, органов местного самоуправления округа;

- данные ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по водоснабжению и водоотведению.

II. Временной интервал исследования

Временной интервал исследования рынка – 2009 – 2010 годы.

III. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды»; услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.

Таким образом, водоснабжение и водоотведения представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.

IV. Географические границы товарных рынков

Анализ проводится по каждому муниципальному образованию Чукотского автономного округа.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Ввиду специфических условий предоставления хозяйствующими субъектами услуг водоснабжения и водоотведения, данный род деятельности относится к сфере услуг субъектов естественных монополий.

В сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, таких как: наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

Ввиду специфических условий функционирования водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, деятельность хозяйствующих субъектов, предоставляющих данные услуги, относится к неконкурентной сфере.

В неконкурентных сферах деятельности для предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению географическими границами товарного рынка, в которых предприятия осуществляют свою деятельность, является территория, охваченная присоединенной сетью данного предприятия. Доля хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке на каждой конкретной территории всегда будет 100%.

Таким образом, исходя из фактически сложившегося расположения инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства, покупателей и продавцов, географические границы рынка услуг по водоснабжению и водоотведению определены исходя из возможности организации водопроводно-канализационного хозяйства оказывать такие услуги и возможности потребителей приобретать данные услуги в границах каждого территориально-административного образования Чукотского автономного округа.

Подробная информация по географическим границам указана в таблице 1.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

Покупателями товаров и услуг в сфере водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов являются лица, приобретающие по договору водоснабжения и водоотведения для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее – потребители).

В жилищном секторе потребителями товаров и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Таким образом, покупателями являются юридические лица: организации бюджетной сферы, коммерческие организации, предприятия ЖКХ и физические лица.

Продавцамиуслуг на каждом соответствующем рынке выступают хозяйствующие субъекты:

- Муниципальное предприятие городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» (далее – МП «ГКХ»);

- Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (МП ЖКХ Билибинского МР);

- Государственное предприятие Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» (ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз».

Состав хозяйствующих субъектов на локальных рынках предоставления услуг водоснабжения и водоотведения Чукотского автономного округа:

Таблица № 1

Наименование хозяйствующего субъекта

Содержание услуги

Географические границы товарного рынка

МП «ГКХ»

Водоснабжение и водоотведение

 

Городской округ Анадырь

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Водоснабжение и водоотведение

 

Анадырский муниципальный район

(за исключением с. Краснено);

Иультинский муниципальный район

(за исключением п. Эгвекинот, с. Нутепельмен);

Провиденский муниципальный район

(за исключением с. Янракыннот);

Чаунский муниципальный район:

(за исключением г. Певек)

Водоснабжение

Чукотский муниципальный район

(за исключением с. Энурмино, с. Инчоун)

МП ЖКХ Билибинского МР

Водоснабжение и водоотведение

 

Билибинский муниципальный район:

г. Билибино с. Анюйск, с. Илирней, с. Островное, с. Кепервеем, с. Омолон

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов за исследуемый период времени в продуктовых и географических границах рынка услуг водоснабжения и водоотведения Чукотского автономного округа и долей хозяйствующих субъектов на рынке является показатель объема продаж (поставок) в натуральном и стоимостном выражении:

Таблица 2

Водоснабжение и водоотведение за 2009г.

Наименование х/с

Объем (в м3) реализованной услуг водоснабжения

за 2009 г.

Объем (в м3) реализации услуг водоотведения

за 2009 г. *

Доля хозяйст

вующего субъекта,

%

CR

 

HHI

 

Население и организации оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами

Прочие потребители

Население и организации оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами

Прочие потребители.

МП «ГКХ»

526 567,80

476 991,00

852 889,70

410 272,30

100

100

10000

МП ЖКХ Билибинского района

406 329,93

122 879,97

691 817,17

181 933,97

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»,             

в том числе:

983 497,30

792 871,80

815 096,95

394 753,90

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Анадырский муниципальный район

284 130,50

225 034,40

211 217,33

225 906,73

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Иультинский муниципальный район

251 888,70

56 576,60

107 574,92

71 842,57

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Провиденский муниципальный район

103 775,40

67 569,60

160 734,40

29 706,40

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Чукотский муниципальный район

132 368,70

39 613,90

0,00

0,00

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Чаунский муниципальный район

211 334,00

404 077,30

335 570,30

67 298,20

100

100

10000

* Централизованная канализационная система водоотведения на территории Чукотского муниципального образования отсутствует.

Водоснабжение и водоотведение за 2010г.

Наименование х/с

Объем (в м3) реализованной услуг водоснабжения

за 2010 г.

Объем (в м3) реализации услуг водоотведения

за 2010 г. *

Доля хозяйст

вующего субъекта,

%

CR

 

HHI

 

Население и организации оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами

Прочие потребители

Население и организации оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами

Прочие потребители.

МП «ГКХ»

482 090,20

398 709,50

781 251,60

400 630,30

100

100

10000

МП ЖКХ Билибинского района

431 797,43

112 422,07

713 917,80

173 495,63

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»,

в том числе:

925 930,50

652 376,20

978 113,93

188 025,78

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Анадырский муниципальный район

280 381,80

101 991,30

360 568,05

71 636,51

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Иультинский муниципальный район

201 899,00

61 879,60

128 124,96

23 820,27

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Провиденский муниципальный район

120 982,40

56 219,90

170 772,09

27 689,30

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Чукотский муниципальный район

126 431,70

42 533,60

0,00

0,00

100

100

10000

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»

Чаунский муниципальный район

196 235,60

389 751,80

318 648,83

64 879,70

100

100

10000

* Централизованная канализационная система водоотведения на территории Чукотского муниципального образования отсутствует.

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Показатели рыночной концентрациина каждом из рынков в сфере водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов на территории Чукотского автономного округа составляют:

- коэффициент рыночной концентрации CR1, рассчитанный как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке составляет 100%;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцов составляет -10000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать вывод о том, что исследуемые рынки являются высококонцентрированными.

Таким образом, на территории Чукотского автономного округа на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в географических границах территорий, охваченных объектами технологической инфраструктуры, с использованием которых хозяйствующий субъект предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению на территории соответствующего муниципального образования Чукотского автономного округа, конкуренция полностью отсутствует, и данный рынок является высококонцентрированным.

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

При определении барьеров входа на рынок необходимо особое внимание обратить на административные ограничения, вводимые органами местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами указанных органов, в частности, такие как предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам.

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Барьерами входа на рынки услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах Чукотского автономного округа, охваченной объектами технологической инфраструктуры, с использованием которых хозяйствующие субъекты водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов оказывают услуги по водоснабжению и водоотведению, являются:

- наличие одного продавца с долей на указанных рынках 100%;

- государственная политика регулирования тарифов в сфере услуг водоснабжения и водоотведения;

- специфический производственный процесс в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, характеризующийся тем, что удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей предоставления данных услуг, в связи с существенным понижением издержек производства на единицу предоставляемой услуги по мере увеличения объема производства, кроме того,  предоставление данного рода услуг имеющимися на территории округа хозяйствующими субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими услугами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке не зависит от изменения цены на эти услуги;

- большие капитальные затраты, в том числе объемы первоначальных инвестиций.

Таким образом, барьеры входа на рынок водоснабжения и водоотведения в Чукотском автономном округе для новых хозяйствующих субъектов являются непреодолимыми.

X. Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке (Выводы).

1. Рынок оказания услуг пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в географических границах Чукотского автономного округа в исследуемом периоде относится к высококонцентрированному типу с неразвитой конкуренцией.

2. Хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги  по водоснабжению и водоотведению населенных пунктов, соответствующих муниципальных образований Чукотского автономного округа, по состоянию на дату проведения анализа данного рынка, включены в Региональный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 (тридцать пять) процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Приложение: 1.

 Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по водоснабжению, на 4 листах;

2. Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по водоотведению, на 4 листах;

3. Объемы услуг по водоснабжению, на 5 листах;

4. Объемы услуг по водоотведению, на 4 листах.